Сен-Мало (Saint-Malo)

    Первые поселения на месте Сен-Мало появились во времена  кельтов. Здесь был   морской центр галльского народа кориосолитов, поселившегося в городе Алет (нынешний район Сен-Серван). В конце 3-го века римляне решили укрепить Алет, в то время как скала Канальч (Canalchius insulae), расположенная на болотистой равнине, сформировавшейся в устье Ранса, на которой будет  будущий город Сен-Мало все еще необитаема, если не считать нескольких рыбаков. Во время вывода римской армии около 420 г. Алет подвергся многочисленным атакам с севера. Около 507 года святой Аарон удалился от «искушений мира» на скале Канальч и построил там скит. К нему присоединяется Сен-Маклоу, прибывший из современного Уэльса, около 538 года. Островок, первоначально прозванный «скалой Аарона», становится «скалой Сен-Мало» после смерти его спутника, в 541 году. Именно в это время начинается бретонская иммиграция, которая,  изменила этнический и языковой состав города, смешав бретонский и галло-римский. Согласно летописи "Vita Briocii", бретонский вождь Кадуаллон встречает в Алете короля Соломона II Бретонского - легендарного короля Арморики, который правил  в начале 7-го века,  чтобы попросить его о помощи против саксов. Алет продолжает развиваться до конца тысячелетия, когда после нескольких нападений норманнов в 878, 919, 931 и 963 годах викинги разрушили город .

 

    В середине 12-го века последний епископ Алета Жан-де-Шатийон  перенес место епархии Алета на остров Сен-Мало, вокруг возникло поселение.  В 1161 году он основал там колледж Сен-Мало.  В 1308 году город попытался избежать герцогской власти и образовал  муниципалитет. Епископство Сен-Мало было одним из девяти епископств Бретани. Его стратегическое положение сделало его объектом конфликта между герцогами Бретани и их сюзереном, королем Франции. В 1394 году папа Климент VII уступает город королю Франции Карлу VI с одобрения его жителей. Они получают портовые франшизы, что приводит к развитию торговли. В 1415 году  Сен-Мало возвращается в состав  Бретани , что создает трудности для продолжения его развития. Действительно, коммерческий город, открытый для мира, Сен-Мало не очень доволен  герцогской властью, Франциск II  требует все больше и больше денег. Герцог Франциск Бретонский, отстаивая независимость своего герцогства, участвовал в войнах с королями Франции Людовиком XI и Карлом VIII.    В 1483 году скончался  король Людовик XI и на  престол вступил его 13-летний сын Карл VIII . Регентами при малолетнем короле стали его сестра Анна де Боже и её муж герцог Пьер II де Бурбон. Вскоре против регентов выступил герцог Людовик Орлеанский, старший из принцев крови, который сам претендовал на регентство. В 1485 году Людовик Орлеанский, заключив союз с герцогом Франциском Бретонским, поднял восстание против регентов. 28 июля 1488 года герцоги Людовик Орлеанский и Франциск Бретонский потерпели поражение от королевской армии в битве у Сент-Обен-дю-Комье. Людовик Орлеанский был взят в плен и несколько лет провёл в тюремном заключении.  Франциск Бретонский заключил в Верже мирный договор с королём Франции Карлом VIII, который гарантировал самостоятельность Бретани, но он  вынужден был заплатить контрибуцию и уступить несколько пограничных крепостей, включая Сен-Мало. Брак наследницы бретонской короны, Анны, с королем  Карлом VIII окончательно увековечивает возвращение города в королевские владения в 1493 году .

 

   Одним из самых известных уроженцев Сен-Мало был Жак Картье (фр. Jacques Cartier) - бретонский мореплаватель, положивший начало французской колонизации Северной Америки. В 1534 году Франциск I решил наверстать упущенное в освоении Америки, куда уже устремились испанцы, португальцы и англичане. По приказу короля  Картье начал подготовку к экспедиции, которая должна была обнаружить западный путь в богатые земли Азии. Он должен был «обнаружить определённые острова и земли, где, сказано, должно находиться большое количество золота и других драгоценностей».  Картье положил начало французской колонизации Северной Америки. Он совершил три экспедиции к её берегам и стал первым европейцем, описавшим и нанёсшим на карту залив Святого Лаврентия, берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад».

 

    Именно с открытием Северной и Южной Америки и развитием торговли с Индией Сен-Мало  значительно обогащается. Город даже провозгласит 11 марта 1590 года  свою независимость под названием Республика Сен-Мало.  Генрих IV унаследовал королевство Франция, но Сен-Мало отказались признать «еретика». Столкнувшись с этими волнениями, губернатор города укрылся в замке. Жители города атаковали его и захватили после ожесточенного сражения. При этом республика Сен-Мало провозглашается и продлится четыре года. 25 июля 1593 года Генрих IV торжественно отказался от протестантизма, а затем был коронован 27 февраля 1594 года. Начались переговоры о возвращении Сен-Мало в корону Франции, в обмен на это горожанам  сохраняются франшизы и торговые свободы, приобретенные в период независимости.
 
    В 1601 году создается "La Compagnie des mers orientales" -  французская компания восточных морей - это коммерческая компания, созданная  торговцами из  городов Лаваль, Сен-Мало и Витре. Его создание было нацелено на то, чтобы дать этим городам  инструмент для международной торговли с Азией и конкурировать с влиятельными европейскими компаниями, основанными в 17 веке, такими как Голландская Ост-Индская компания. Эта компания может рассматриваться как предшественник французской Ост-Индской компании.

 

     27 октября 1661 года, в городе произошел страшный пожар и было разрушено 237 домов. История назвала эту драму "Гранд Брюлери". В Сен-Мало базировались корабли французских корсаров, специализирующихся на захвате английских и голландских судов, которые пересекали канал. В 1693 году англичане, неспособные победить корсаров из Сен-Мало в море, решили уничтожить сам город. 26 ноября 1693 года флот из 30 англо-голландских кораблей появился у побережья мыса Фреэль. После бомбардировки форта Ла Латт и острова Эбихьен флот направился в сторону Сен-Мало,  с  адской машиной, предназначенной для уничтожения города корсаров. В течение почти двух лет был построен плоскодонный корабль  длиной 84 фута он имел 3 палубы, вместимостью 300 баррелей и 23 пушки. Чтобы легко добраться до берега, его осадка   была всего 7 футов ( 213 см) . Его паруса были черными, а трюмы заполнены порохом, бомбами и металлоломом. Пока Форт-Рояль обстреливал  вражеский флот, адское судно вышло из строя эскадры и отплыло в сторону Сен-Мало. Но пока брандер плыл вдоль линии скал, которая простирается от Форт-Рояль до Форт-ла-Рейн, сильный шторм с запада толкнул корабль на риф. У людей на борту было только время, чтобы зажечь пушки. Но корабль взорвался сразу же, не дойдя до крепостных валов, и все погибли.

 

    Королевская компания Южного моря была основана в 1698 году Ноэлем Даниканом (1651-1731), одним из главных судовладельцев и корсаров Сен-Мало, чтобы открыть побережья Чили и Перу для французской торговли на Тихом океане, которые тогда  назывались Южными морями. На этом побережье  находились богатые серебром шахты принадлежащие  Испанской короне.  Хитрый и амбициозный владелец, он наблюдал за возвращением своих кораблей с вершины башни Малуиньер-де-ла-Вердери, которая была построена в Сен-Серване, недалеко от Сен-Мало, в 17 веке. Экспедиции корсаров в Южные моря под флагом Королевской компании Южного моря принесли прибыль в 12 миллионов пиастров.

 

    Жак Гуин де Бошен, по прозвищу капитан «Фелипо», плавал в Магеллановом проливе в 1699 году, он прошел обратно с запада на восток через мыс Горн, в направлении, где переход был легче. Экспедиция Алена Поре, Жозефа Трубле и Жана-Батиста Бекара покидает Сен-Мало 25 августа 1703 года и совершила успешный рейд по  испанским колониям в Южной Америке. Фолклендские острова ( фр. Les îles Malouines) , расположенные в Южной Атлантике, недалеко от Аргентины, были названы так в честь многих экипажей из Сен-Мало, которые остановились там, прежде чем пересечь мыс Горн в Тихий океан.

 

    Самым известным французским флотоводцем, капером, а впоследствии адмиралом на службе короля Людовика XIV был Рене Дюге-Труэн (фр. René Duguay-Trouin). Известный, как Бретонский корсар из Сен-Мало. Рене происходил из семьи судовладельцев и купцов. В 1691 году он стал капитаном 14-пушечного корабля. Сначала Дюге-Труэн  занимался пиратством у берегов Южной Ирландии, грабя английские и голландские суда.  Во время войны за испанское наследство (1701—1714) он возглавил отдельную каперскую эскадру, действовавшую в Северном море. В 1703 году Рене захватил 28 голландских китобойных судов. А в 1704 году захватил английский 58-пушечный корабль и 12 торговых судов. В 1711 году Дюге-Труэн тщательно спланировал, организовал и осуществил большой поход против Рио-де-Жанейро во главе эскадры,  командуя 17 кораблями оснащёнными 735 пушками и 5700 членами экипажа. После ожесточенной 11-дневной битвы он уничтожил португальский флот, в том числе: 3 линейных корабля , 2 фрегата, и 60 торговых судов. Дюге-Труэн освободил многих французских узников и потребовал выкуп за не уничтожение города. Губернатор Франсиско де Кастро де Мораес заплатил требуемое и Дюге-Труэн покинул Рио-де-Жанейро. Городу был нанесён ущерб более чем 25 000 000 ливров. Хотя, при возвращении во Францию у Бреста один из его кораблей «Le Magnanime» затонул,  привезенная Дюгэ-Труэном добыча все же была огромной: 1,3 тонны золота, суда-призы на общую сумму в 1 600 000 фунтов. После завершения войны за испанское наследство в 1715 году Дюге-Труэн становится адмиралом. В 1723 году его назначают членом Совета директоров Французской Ост-Индской компании. В завершении своей карьеры 1728 году Дюге-Труэн становится командующим королевским флотом.


   Некоторые  судовладельцы из Сен-Мало занимались  работорговлей  с рабовладельческими государствами Побережья рабов (Империя Ашанти, Королевство Дагомеи, Королевство Ойо). На это был выдан королевский  патент от 16 января 1716 года. Изменения, вызванные Французской революцией, приветствуются в Сен-Мало. В этот период город был переименован в Порт-Мало. Во время террора, посланник Конвента Жан-Батист Ле Карпантье организует террор в Порт-Мало, улицы, площади и ворота которого переименованы. Гильотина работает, и в общей сложности 300 человек теряют свои головы.


   В период Наполеоновских войн прославился еще один уроженец Сен-Мало -  Робер Сюркуф (фр. Robert Surcouf). За свою жизнь он захватил 47 английских, голландских, португальских и испанских судов и получил прозвище  Roi des Corsaires (Король Корсаров). Сюркуф родился в семье французских каперов. Его мать была потомком Рене Дюге-Труэна.   В 1792 году, во время   Французской революции, Сюркуф вернулся в Сен-Мало и вскоре отбыл на Маврикий. По прибытии он был назначен вторым лейтенантом на сорокапушечный фрегат  Cybèle. Совместно с тридцатидвухпушечным фрегатом  Prudente и бригом Coureur они вступили в бой с двумя британскими  кораблями - пятидесятипушечным  Centurion и сорокачетырёхпушечным  Diomede. В результате боя  британские корабли были вынуждены покинуть район острова Маврикий. После этого Сюркуф занялся работорговлей, перевозя рабов из Африки на Реюньон на собственном бриге «Креол». В дальнейшем он  согласился принять командование 180-тонным судном  Émilie, вооруженным четырьмя шестифунтовыми пушками и командой в 30 человек. Хотя каперский патент от французских властей получен не был, Сюркуф отплыл из Порт Луи в качестве торгового судна в район Андаманских островов. Там он одержал свою первую победу  над британским судном «Пингвин», следовавшим с грузом древесины. В Бенгальском заливе  Сюркуф захватил крупный, двадцатишестипушечный корабль с командой около 150 человек, с грузом риса корабль Ост-Индийской компании  Triton. Британцы позволили Сюркуфу подойти вплотную, и застигнутые внезапным абордажем врасплох были вынуждены сдаться, не оказав  сопротивления. В  1798 году Сюркуф отбыл из Нанта в качестве капитана четырнадцатипушечного каперского судна «Кларисс» с командой в 140 человек. Он направился в Бенгальский залив и у побережья Суматры обнаружил на якорной стоянке два английских корабля, грузившихся перцем. После ожесточённой артиллерийской перестрелки оба корабля были взяты на абордаж. В 1799 году  Сюркуф на  «Кларисс» один за другим захватил несколько судов, в том числе португальское судно, перевозившее 116 тысяч долларов наличными. Следующим его кораблем становится  восемнадцатипушечный  «Конфьянс». В Бенгальском заливе Сюркуф в течение короткого промежутка времени захватил несколько судов, самым крупным из которых был  тридцативосьмипушечный корабль Ост-индийской компании «Кент». По возвращению во Францию Наполеон вызвал его для личной беседы, и предложил чин капитана и командование двумя фрегатами. Сюркуф отказался от флотской карьеры, предпочтя возобновить каперскую деятельность. Император  произвел Сюркуфа в офицеры ордена Почётного легиона. На свои средства Сюркуф снарядил три каперских корабля, один из них, «Каролин»  был отправлен в Индийский океан, два других действовали в проливе Ла-Манш. Вскоре после женитьбы капитану стало скучно и 1806 году Сюркуф решил  вернуться в море на специально построенном в качестве капера корабле «Ревенан» ( Призрак). Корабль имел водоизмещение 400 тонн, был вооружён 18 пушками, его команда насчитывала 192 человека. Носовая фигура корабля изображала покойника, сбрасывающего свой саван. После прибытия на Маврикий Сюркуф отправился в любимый Бенгальский залив и к концу года захватил 14 британских судов. Остепенившись возрасте 35 лет Сюркуф поселился в Сен-Мало и продолжил заниматься каперством, но уже в качестве судовладельца. Численность принадлежащего ему флота доходила до 19  судов. За успешные действия против британского торгового судоходства Наполеон наградил его титулом барона, после изгнания императора Сюркуф сохранил состояние и положение в обществе. После окончания военных действий в 1814 году он превратил свои каперские суда в торговые, причем наиболее крупные были заняты перевозками рабов .

 

     В августе 1944 года американские колонны 8-го армейского корпуса генерала Мидлтона,  3 американсккой армии генерала Паттона, направляются в Брест для захвата порта. Попав под огонь немецкой артиллерии под Сен-Мало, американская армия жестоко реагирует и первые американские снаряды падают  на старый город . Хотя немецкий гарнизон, который размещается внутри него насчитывал не более 70 человек, принадлежащих к 5-й батарее DCA Flak-Abteilung 912, они оказали упорное сопротивление. Американское наступление в Сен-Мало и его окрестностях продолжается более недели. Американцы запросили поддержку с воздуха и  в ночь с 9 на 10 августа 1944 года старый город корсаров сгорел под бомбами союзников. Его оборонительные сооружения в основном сохранились, но многие старинные дома не подлежали восстановлению. Сен-Мало был перестроен по первоначальному плану. Однако были сделаны уступки современному автомобильному движению и общественному здравоохранению. Реконструкция была проведена под влиянием его мэра и бывшего государственного министра Ги Ла Шамбра, его жителей, Министерства реконструкции и благодаря пожертвованиям из Квебека, в течение двенадцати лет (1948- 1960).

 

 

 

Прогуляемся по Сен-Мало...

    В Сен-Мало приезжать надо обязательно во время отлива. Оставим машину на Parking Saint Malo Duguay Trouin Space по адресу: 1 Quai Duguay-Trouin, 35400 Saint-Malo. Там у набережной, рядом с парковкой пришвартован пиратский корабль. На площади Duguay-Trouin расположен Памятник Франсуа Рене де Шатобриану (фр. François-Rene, vicomte de Chateaubriand) французскому писателю, политику и дипломату, родившемуся в Сен-Мало и Информационно-туристический центр.  Справа уже виден Замок Сен-Мало. Войдем в город через ворота Porte Saint-Vincent.

 

    

 

Замок Сен-Мало (Le château de Saint-Malo).

  Замок был построен герцогами Бретани, чтобы обеспечить их опеку над городом Сен-Мало. Когда Сен-Мало был возвращен в 1415 году королем Франции Карлом VI герцогу Жану V  Бретонскому, его собственному зятю, герцог в 1424 году начал строительство  замка на перешейке, который в то время был единственным местом , соединяющим  город-крепость и континент. Великий Донжон (Le Grand Donjon) был возведен  на части старой башни  14-го века и западной  стены. Особенность замка заключается в том, что он отделен от крепостных валов города.  Le Grand Donjon - это высокое здание с подковообразное в плане с  большой фронтоном, обращенным к городу. У него высокая крыша и две сторожевые башни.
В 1475 году герцог Бретонский Франциск II построил башню La Générale, которая ниже, чем Grand Dungeon, но более массивна. При его дочере Анны, будущей королевы Франции, была возведена башня  Quic-en-Groigne , построенная с 1498 по 1501 год, потому что она была построена против воли горожан. В последующие годы были построены две другие башни, tour des Dames (Дамская башня) и celle des Moulins (Мельничная башня). Это большие бастионы, с расположенными на открытых площадках  пушками.
В 1590 году замок был взят штурмом жителями Сен-Мало, которые хотели помешать губернатору передать город сторонникам протестантского короля Генриха IV. Губернатор был убит во время беспорядков. В 17 веке бастион  la Galère в форме корабельного носа завершил оборону замка. Во времена правления Людовика XIV Вобан велел парижскому инженеру Симеону Гаранджу в 1690 году модифицировать  стены и верхние части башен, для  установки артиллерийских орудий. Два здания, служащие казармами, построены вдоль северного и восточного крыльев. В 1765 году по приказу Людовика XV  в замке содержался генеральный прокурор парламента Бретани Ла Шалотэ. Во время революции была ликвидирована  стена, соединяющая башни Quic-en-Groigne и  La Générale. В 1792 году замок снова был взят штурмом горожанами.  В 19 веке замок стал казармой, которая  просуществовала до 1921 года. В 1927 году муниципалитет купил замок для помещения мэрии и музея истории города.


Музей открыт:  1 апреля по 30 сентября: с 10:00 до 12:30 / с 14:00 до 18:00. Вне сезона: с 10:00 до 12:00 / с 2:00 до 18:00.
Закрыт 1 мая, понедельник и праздничные дни.
Взрослые: 5,40 €
школьники, студенты :  2,70 €


   

 

Форт Насьональ (Fort National)

    Форт Насьональ (Fort National) - бастион, расположенный на острове в Сен-Мало. Остров доступен во время отлива. Форт был классифицирован как исторический  памятник в  1906 году. Ранее называвшийся« Fort Royal » «Форт Роял», а также « Fort Impérial »«Форт Империал» (в годы Первой и Второй империи). Форт  был построен в 1689 году инженером Симеоном Гаранджо в соответствии с планами Вобана по приказу короля Людовика XIV, одновременно с усилением крепостных стен Сен-Мало. Выдвинутый в море бастион города корсаров, он является частью  укреплений, которые шли от форта Ла-Латт до мыса Варде. Национальный Форт был построен на скаллистом острове. Строительство начнется в 1689 году, а конечной датой строительства станет 1693 год. До возведения форта на этой скале был маяк для сопровождения кораблей в скалистом заливе города корсаров, а также местом казни в Сен-Мало. Форт в его истории  никогда не будет захвачен. Он активно участвовал в обороне города во время нападения англичан в 1693 году.
Форт был  местом дуэли  знаменитого капера Робера Сюркуфа. История гласит, что Сюркуф на лужайке форта одержал победу по очереди  над своими первыми 11 противниками, просто отрезав руку 12-го, заявив ему: «Я спасаю вас, сэр, потому что мне нужен свидетель».  Наконец, во время немецкой оккупации в нем была  тюрьма. Эта долгая история делает форт памятником, окончательно связанным с жизнью Сен-Мало.

 Туры по Форту Насьональ, доступному пешком во время отлива, проводит  гид на французском. Они длятся около 35 минут. Текст  предоставляется иностранным посетителям на следующих языках: английский, немецкий, голландский, итальянский и испанский.

Взрослые: 5  €
Ребенок (6 - 16 лет): 3 €


  

 

     От форта открывается великолепный вид на город корсаров...  

 

 

Bastion Fort La Reine,  Tour Bidouane

 Вернувшись обратно к замку, поднимемся на городскую стену и пойдем по ней к Bastion Fort La Reine, а затем к Tour Bidouane.

Форт дю Пети Бе (Fort du Petit Bé)

 Остров Пети-Бе и его форт расположены в нескольких сотнях метров от валов Сен-Мало и в нескольких десятках метров от Гран-Бе. Форт был построен в 17 веке. Он был частью оборонительного пояса, спроектированного Вобаном и предназначенного для защиты города Сен-Мало от атак английских или голландских эскадр.  Форт был построен все тем же инженером Симеоном Гаранджо. Он состоит из большой платформы, трехэтажного здания и двух бастионов и может вместить до 160 солдат для обслуживания 19 орудий и 2 минометов. Форт был собственностью французской армии до 1885 года, а затем был выведен из эксплуатации и возвращена  городу Сен-Мало. Указом от  1921 года он классифицирован как исторический памятник. В 2000 году он был отреставрирован   и открыт для публики. Его можно посетить во время отлива.

 

 

 

Passage Des Bes

  Цементная дамба   Passage Des Bes, соединяющая пляж Plage de Bon Secours с островом Гран-Бе , расположенным напротив  валов Сен-Мало доступен только во время отлива, туда можно дойти пешком от пляжа … Необходимо следить за недвигающимся приливом, если вы не хотите остаться на острове на несколько часов...

 

    

 

Le Corps de Garde

  Если захотели перекусить с видом на острова, можно зайти в Le Corps de Garde.

 

     

 

Bastion de la Hollande, Bastion Saint-Philippe

    Пройдя по крепостной стене вы попадаете на  Bastion de la Hollande, где расположено несколько пушек и памятник   Жаку Картье. Следующий угловой Bastion Saint-Philippe, от него в море уходит мол  Môle Des Noires. Пройдя по стене города до ворот Porte de Dinan можно спуститься в город...

 

    

 

Google Maps content is not displayed due to your current cookie settings. Click on the cookie policy (functional) to agree to the Google Maps cookie policy and view the content. You can find out more about this in the Google Maps privacy policy.