Сен-Мало (Saint-Malo)

    Первые поселения на месте Сен-Мало появились во времена  кельтов. Здесь был   морской центр галльского народа кориосолитов, поселившегося в городе Алет (нынешний район Сен-Серван). В конце 3-го века римляне решили укрепить Алет, в то время как скала Канальч (Canalchius insulae), расположенная на болотистой равнине, сформировавшейся в устье Ранса, на которой будет  будущий город Сен-Мало все еще необитаема, если не считать нескольких рыбаков. Во время вывода римской армии около 420 г. Алет подвергся многочисленным атакам с севера. Около 507 года святой Аарон удалился от «искушений мира» на скале Канальч и построил там скит. К нему присоединяется Сен-Маклоу, прибывший из современного Уэльса, около 538 года. Островок, первоначально прозванный «скалой Аарона», становится «скалой Сен-Мало» после смерти его спутника, в 541 году. Именно в это время начинается бретонская иммиграция, которая,  изменила этнический и языковой состав города, смешав бретонский и галло-римский. Согласно летописи "Vita Briocii", бретонский вождь Кадуаллон встречает в Алете короля Соломона II Бретонского - легендарного короля Арморики, который правил  в начале 7-го века,  чтобы попросить его о помощи против саксов. Алет продолжает развиваться до конца тысячелетия, когда после нескольких нападений норманнов в 878, 919, 931 и 963 годах викинги разрушили город .

 

    В середине 12-го века последний епископ Алета Жан-де-Шатийон  перенес место епархии Алета на остров Сен-Мало, вокруг возникло поселение.  В 1161 году он основал там колледж Сен-Мало.  В 1308 году город попытался избежать герцогской власти и образовал  муниципалитет. Епископство Сен-Мало было одним из девяти епископств Бретани. Его стратегическое положение сделало его объектом конфликта между герцогами Бретани и их сюзереном, королем Франции. В 1394 году папа Климент VII уступает город королю Франции Карлу VI с одобрения его жителей. Они получают портовые франшизы, что приводит к развитию торговли. В 1415 году  Сен-Мало возвращается в состав  Бретани , что создает трудности для продолжения его развития. Действительно, коммерческий город, открытый для мира, Сен-Мало не очень доволен  герцогской властью, Франциск II  требует все больше и больше денег. Герцог Франциск Бретонский, отстаивая независимость своего герцогства, участвовал в войнах с королями Франции Людовиком XI и Карлом VIII.    В 1483 году скончался  король Людовик XI и на  престол вступил его 13-летний сын Карл VIII . Регентами при малолетнем короле стали его сестра Анна де Боже и её муж герцог Пьер II де Бурбон. Вскоре против регентов выступил герцог Людовик Орлеанский, старший из принцев крови, который сам претендовал на регентство. В 1485 году Людовик Орлеанский, заключив союз с герцогом Франциском Бретонским, поднял восстание против регентов. 28 июля 1488 года герцоги Людовик Орлеанский и Франциск Бретонский потерпели поражение от королевской армии в битве у Сент-Обен-дю-Комье. Людовик Орлеанский был взят в плен и несколько лет провёл в тюремном заключении.  Франциск Бретонский заключил в Верже мирный договор с королём Франции Карлом VIII, который гарантировал самостоятельность Бретани, но он  вынужден был заплатить контрибуцию и уступить несколько пограничных крепостей, включая Сен-Мало. Брак наследницы бретонской короны, Анны, с королем  Карлом VIII окончательно увековечивает возвращение города в королевские владения в 1493 году .

 

   Одним из самых известных уроженцев Сен-Мало был Жак Картье (фр. Jacques Cartier) - бретонский мореплаватель, положивший начало французской колонизации Северной Америки. В 1534 году Франциск I решил наверстать упущенное в освоении Америки, куда уже устремились испанцы, португальцы и англичане. По приказу короля  Картье начал подготовку к экспедиции, которая должна была обнаружить западный путь в богатые земли Азии. Он должен был «обнаружить определённые острова и земли, где, сказано, должно находиться большое количество золота и других драгоценностей».  Картье положил начало французской колонизации Северной Америки. Он совершил три экспедиции к её берегам и стал первым европейцем, описавшим и нанёсшим на карту залив Святого Лаврентия, берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад».

 

    Именно с открытием Северной и Южной Америки и развитием торговли с Индией Сен-Мало  значительно обогащается. Город даже провозгласит 11 марта 1590 года  свою независимость под названием Республика Сен-Мало.  Генрих IV унаследовал королевство Франция, но Сен-Мало отказались признать «еретика». Столкнувшись с этими волнениями, губернатор города укрылся в замке. Жители города атаковали его и захватили после ожесточенного сражения. При этом республика Сен-Мало провозглашается и продлится четыре года. 25 июля 1593 года Генрих IV торжественно отказался от протестантизма, а затем был коронован 27 февраля 1594 года. Начались переговоры о возвращении Сен-Мало в корону Франции, в обмен на это горожанам  сохраняются франшизы и торговые свободы, приобретенные в период независимости.
 
    В 1601 году создается "La Compagnie des mers orientales" -  французская компания восточных морей - это коммерческая компания, созданная  торговцами из  городов Лаваль, Сен-Мало и Витре. Его создание было нацелено на то, чтобы дать этим городам  инструмент для международной торговли с Азией и конкурировать с влиятельными европейскими компаниями, основанными в 17 веке, такими как Голландская Ост-Индская компания. Эта компания может рассматриваться как предшественник французской Ост-Индской компании.

 

     27 октября 1661 года, в городе произошел страшный пожар и было разрушено 237 домов. История назвала эту драму "Гранд Брюлери". В Сен-Мало базировались корабли французских корсаров, специализирующихся на захвате английских и голландских судов, которые пересекали канал. В 1693 году англичане, неспособные победить корсаров из Сен-Мало в море, решили уничтожить сам город. 26 ноября 1693 года флот из 30 англо-голландских кораблей появился у побережья мыса Фреэль. После бомбардировки форта Ла Латт и острова Эбихьен флот направился в сторону Сен-Мало,  с  адской машиной, предназначенной для уничтожения города корсаров. В течение почти двух лет был построен плоскодонный корабль  длиной 84 фута он имел 3 палубы, вместимостью 300 баррелей и 23 пушки. Чтобы легко добраться до берега, его осадка   была всего 7 футов ( 213 см) . Его паруса были черными, а трюмы заполнены порохом, бомбами и металлоломом. Пока Форт-Рояль обстреливал  вражеский флот, адское судно вышло из строя эскадры и отплыло в сторону Сен-Мало. Но пока брандер плыл вдоль линии скал, которая простирается от Форт-Рояль до Форт-ла-Рейн, сильный шторм с запада толкнул корабль на риф. У людей на борту было только время, чтобы зажечь пушки. Но корабль взорвался сразу же, не дойдя до крепостных валов, и все погибли.

 

    Королевская компания Южного моря была основана в 1698 году Ноэлем Даниканом (1651-1731), одним из главных судовладельцев и корсаров Сен-Мало, чтобы открыть побережья Чили и Перу для французской торговли на Тихом океане, которые тогда  назывались Южными морями. На этом побережье  находились богатые серебром шахты принадлежащие  Испанской короне.  Хитрый и амбициозный владелец, он наблюдал за возвращением своих кораблей с вершины башни Малуиньер-де-ла-Вердери, которая была построена в Сен-Серване, недалеко от Сен-Мало, в 17 веке. Экспедиции корсаров в Южные моря под флагом Королевской компании Южного моря принесли прибыль в 12 миллионов пиастров.

 

    Жак Гуин де Бошен, по прозвищу капитан «Фелипо», плавал в Магеллановом проливе в 1699 году, он прошел обратно с запада на восток через мыс Горн, в направлении, где переход был легче. Экспедиция Алена Поре, Жозефа Трубле и Жана-Батиста Бекара покидает Сен-Мало 25 августа 1703 года и совершила успешный рейд по  испанским колониям в Южной Америке. Фолклендские острова ( фр. Les îles Malouines) , расположенные в Южной Атлантике, недалеко от Аргентины, были названы так в честь многих экипажей из Сен-Мало, которые остановились там, прежде чем пересечь мыс Горн в Тихий океан.

 

    Самым известным французским флотоводцем, капером, а впоследствии адмиралом на службе короля Людовика XIV был Рене Дюге-Труэн (фр. René Duguay-Trouin). Известный, как Бретонский корсар из Сен-Мало. Рене происходил из семьи судовладельцев и купцов. В 1691 году он стал капитаном 14-пушечного корабля. Сначала Дюге-Труэн  занимался пиратством у берегов Южной Ирландии, грабя английские и голландские суда.  Во время войны за испанское наследство (1701—1714) он возглавил отдельную каперскую эскадру, действовавшую в Северном море. В 1703 году Рене захватил 28 голландских китобойных судов. А в 1704 году захватил английский 58-пушечный корабль и 12 торговых судов. В 1711 году Дюге-Труэн тщательно спланировал, организовал и осуществил большой поход против Рио-де-Жанейро во главе эскадры,  командуя 17 кораблями оснащёнными 735 пушками и 5700 членами экипажа. После ожесточенной 11-дневной битвы он уничтожил португальский флот, в том числе: 3 линейных корабля , 2 фрегата, и 60 торговых судов. Дюге-Труэн освободил многих французских узников и потребовал выкуп за не уничтожение города. Губернатор Франсиско де Кастро де Мораес заплатил требуемое и Дюге-Труэн покинул Рио-де-Жанейро. Городу был нанесён ущерб более чем 25 000 000 ливров. Хотя, при возвращении во Францию у Бреста один из его кораблей «Le Magnanime» затонул,  привезенная Дюгэ-Труэном добыча все же была огромной: 1,3 тонны золота, суда-призы на общую сумму в 1 600 000 фунтов. После завершения войны за испанское наследство в 1715 году Дюге-Труэн становится адмиралом. В 1723 году его назначают членом Совета директоров Французской Ост-Индской компании. В завершении своей карьеры 1728 году Дюге-Труэн становится командующим королевским флотом.


   Некоторые  судовладельцы из Сен-Мало занимались  работорговлей  с рабовладельческими государствами Побережья рабов (Империя Ашанти, Королевство Дагомеи, Королевство Ойо). На это был выдан королевский  патент от 16 января 1716 года. Изменения, вызванные Французской революцией, приветствуются в Сен-Мало. В этот период город был переименован в Порт-Мало. Во время террора, посланник Конвента Жан-Батист Ле Карпантье организует террор в Порт-Мало, улицы, площади и ворота которого переименованы. Гильотина работает, и в общей сложности 300 человек теряют свои головы.


   В период Наполеоновских войн прославился еще один уроженец Сен-Мало -  Робер Сюркуф (фр. Robert Surcouf). За свою жизнь он захватил 47 английских, голландских, португальских и испанских судов и получил прозвище  Roi des Corsaires (Король Корсаров). Сюркуф родился в семье французских каперов. Его мать была потомком Рене Дюге-Труэна.   В 1792 году, во время   Французской революции, Сюркуф вернулся в Сен-Мало и вскоре отбыл на Маврикий. По прибытии он был назначен вторым лейтенантом на сорокапушечный фрегат  Cybèle. Совместно с тридцатидвухпушечным фрегатом  Prudente и бригом Coureur они вступили в бой с двумя британскими  кораблями - пятидесятипушечным  Centurion и сорокачетырёхпушечным  Diomede. В результате боя  британские корабли были вынуждены покинуть район острова Маврикий. После этого Сюркуф занялся работорговлей, перевозя рабов из Африки на Реюньон на собственном бриге «Креол». В дальнейшем он  согласился принять командование 180-тонным судном  Émilie, вооруженным четырьмя шестифунтовыми пушками и командой в 30 человек. Хотя каперский патент от французских властей получен не был, Сюркуф отплыл из Порт Луи в качестве торгового судна в район Андаманских островов. Там он одержал свою первую победу  над британским судном «Пингвин», следовавшим с грузом древесины. В Бенгальском заливе  Сюркуф захватил крупный, двадцатишестипушечный корабль с командой около 150 человек, с грузом риса корабль Ост-Индийской компании  Triton. Британцы позволили Сюркуфу подойти вплотную, и застигнутые внезапным абордажем врасплох были вынуждены сдаться, не оказав  сопротивления. В  1798 году Сюркуф отбыл из Нанта в качестве капитана четырнадцатипушечного каперского судна «Кларисс» с командой в 140 человек. Он направился в Бенгальский залив и у побережья Суматры обнаружил на якорной стоянке два английских корабля, грузившихся перцем. После ожесточённой артиллерийской перестрелки оба корабля были взяты на абордаж. В 1799 году  Сюркуф на  «Кларисс» один за другим захватил несколько судов, в том числе португальское судно, перевозившее 116 тысяч долларов наличными. Следующим его кораблем становится  восемнадцатипушечный  «Конфьянс». В Бенгальском заливе Сюркуф в течение короткого промежутка времени захватил несколько судов, самым крупным из которых был  тридцативосьмипушечный корабль Ост-индийской компании «Кент». По возвращению во Францию Наполеон вызвал его для личной беседы, и предложил чин капитана и командование двумя фрегатами. Сюркуф отказался от флотской карьеры, предпочтя возобновить каперскую деятельность. Император  произвел Сюркуфа в офицеры ордена Почётного легиона. На свои средства Сюркуф снарядил три каперских корабля, один из них, «Каролин»  был отправлен в Индийский океан, два других действовали в проливе Ла-Манш. Вскоре после женитьбы капитану стало скучно и 1806 году Сюркуф решил  вернуться в море на специально построенном в качестве капера корабле «Ревенан» ( Призрак). Корабль имел водоизмещение 400 тонн, был вооружён 18 пушками, его команда насчитывала 192 человека. Носовая фигура корабля изображала покойника, сбрасывающего свой саван. После прибытия на Маврикий Сюркуф отправился в любимый Бенгальский залив и к концу года захватил 14 британских судов. Остепенившись возрасте 35 лет Сюркуф поселился в Сен-Мало и продолжил заниматься каперством, но уже в качестве судовладельца. Численность принадлежащего ему флота доходила до 19  судов. За успешные действия против британского торгового судоходства Наполеон наградил его титулом барона, после изгнания императора Сюркуф сохранил состояние и положение в обществе. После окончания военных действий в 1814 году он превратил свои каперские суда в торговые, причем наиболее крупные были заняты перевозками рабов .

 

     В августе 1944 года американские колонны 8-го армейского корпуса генерала Мидлтона,  3 американсккой армии генерала Паттона, направляются в Брест для захвата порта. Попав под огонь немецкой артиллерии под Сен-Мало, американская армия жестоко реагирует и первые американские снаряды падают  на старый город . Хотя немецкий гарнизон, который размещается внутри него насчитывал не более 70 человек, принадлежащих к 5-й батарее DCA Flak-Abteilung 912, они оказали упорное сопротивление. Американское наступление в Сен-Мало и его окрестностях продолжается более недели. Американцы запросили поддержку с воздуха и  в ночь с 9 на 10 августа 1944 года старый город корсаров сгорел под бомбами союзников. Его оборонительные сооружения в основном сохранились, но многие старинные дома не подлежали восстановлению. Сен-Мало был перестроен по первоначальному плану. Однако были сделаны уступки современному автомобильному движению и общественному здравоохранению. Реконструкция была проведена под влиянием его мэра и бывшего государственного министра Ги Ла Шамбра, его жителей, Министерства реконструкции и благодаря пожертвованиям из Квебека, в течение двенадцати лет (1948- 1960).

 

 

 

Прогуляемся по Сен-Мало...

    В Сен-Мало приезжать надо обязательно во время отлива. Оставим машину на Parking Saint Malo Duguay Trouin Space по адресу: 1 Quai Duguay-Trouin, 35400 Saint-Malo. Там у набережной, рядом с парковкой пришвартован пиратский корабль. На площади Duguay-Trouin расположен Памятник Франсуа Рене де Шатобриану (фр. François-Rene, vicomte de Chateaubriand) французскому писателю, политику и дипломату, родившемуся в Сен-Мало и Информационно-туристический центр.  Справа уже виден Замок Сен-Мало. Войдем в город через ворота Porte Saint-Vincent.

 

    

 

Замок Сен-Мало (Le château de Saint-Malo).

  Замок был построен герцогами Бретани, чтобы обеспечить их опеку над городом Сен-Мало. Когда Сен-Мало был возвращен в 1415 году королем Франции Карлом VI герцогу Жану V  Бретонскому, его собственному зятю, герцог в 1424 году начал строительство  замка на перешейке, который в то время был единственным местом , соединяющим  город-крепость и континент. Великий Донжон (Le Grand Donjon) был возведен  на части старой башни  14-го века и западной  стены. Особенность замка заключается в том, что он отделен от крепостных валов города.  Le Grand Donjon - это высокое здание с подковообразное в плане с  большой фронтоном, обращенным к городу. У него высокая крыша и две сторожевые башни.
В 1475 году герцог Бретонский Франциск II построил башню La Générale, которая ниже, чем Grand Dungeon, но более массивна. При его дочере Анны, будущей королевы Франции, была возведена башня  Quic-en-Groigne , построенная с 1498 по 1501 год, потому что она была построена против воли горожан. В последующие годы были построены две другие башни, tour des Dames (Дамская башня) и celle des Moulins (Мельничная башня). Это большие бастионы, с расположенными на открытых площадках  пушками.
В 1590 году замок был взят штурмом жителями Сен-Мало, которые хотели помешать губернатору передать город сторонникам протестантского короля Генриха IV. Губернатор был убит во время беспорядков. В 17 веке бастион  la Galère в форме корабельного носа завершил оборону замка. Во времена правления Людовика XIV Вобан велел парижскому инженеру Симеону Гаранджу в 1690 году модифицировать  стены и верхние части башен, для  установки артиллерийских орудий. Два здания, служащие казармами, построены вдоль северного и восточного крыльев. В 1765 году по приказу Людовика XV  в замке содержался генеральный прокурор парламента Бретани Ла Шалотэ. Во время революции была ликвидирована  стена, соединяющая башни Quic-en-Groigne и  La Générale. В 1792 году замок снова был взят штурмом горожанами.  В 19 веке замок стал казармой, которая  просуществовала до 1921 года. В 1927 году муниципалитет купил замок для помещения мэрии и музея истории города.


Музей открыт:  1 апреля по 30 сентября: с 10:00 до 12:30 / с 14:00 до 18:00. Вне сезона: с 10:00 до 12:00 / с 2:00 до 18:00.
Закрыт 1 мая, понедельник и праздничные дни.
Взрослые: 5,40 €
школьники, студенты :  2,70 €


   

 

Форт Насьональ (Fort National)

    Форт Насьональ (Fort National) - бастион, расположенный на острове в Сен-Мало. Остров доступен во время отлива. Форт был классифицирован как исторический  памятник в  1906 году. Ранее называвшийся« Fort Royal » «Форт Роял», а также « Fort Impérial »«Форт Империал» (в годы Первой и Второй империи). Форт  был построен в 1689 году инженером Симеоном Гаранджо в соответствии с планами Вобана по приказу короля Людовика XIV, одновременно с усилением крепостных стен Сен-Мало. Выдвинутый в море бастион города корсаров, он является частью  укреплений, которые шли от форта Ла-Латт до мыса Варде. Национальный Форт был построен на скаллистом острове. Строительство начнется в 1689 году, а конечной датой строительства станет 1693 год. До возведения форта на этой скале был маяк для сопровождения кораблей в скалистом заливе города корсаров, а также местом казни в Сен-Мало. Форт в его истории  никогда не будет захвачен. Он активно участвовал в обороне города во время нападения англичан в 1693 году.
Форт был  местом дуэли  знаменитого капера Робера Сюркуфа. История гласит, что Сюркуф на лужайке форта одержал победу по очереди  над своими первыми 11 противниками, просто отрезав руку 12-го, заявив ему: «Я спасаю вас, сэр, потому что мне нужен свидетель».  Наконец, во время немецкой оккупации в нем была  тюрьма. Эта долгая история делает форт памятником, окончательно связанным с жизнью Сен-Мало.

 Туры по Форту Насьональ, доступному пешком во время отлива, проводит  гид на французском. Они длятся около 35 минут. Текст  предоставляется иностранным посетителям на следующих языках: английский, немецкий, голландский, итальянский и испанский.

Взрослые: 5  €
Ребенок (6 - 16 лет): 3 €


  

 

     От форта открывается великолепный вид на город корсаров...  

 

 

Bastion Fort La Reine,  Tour Bidouane

 Вернувшись обратно к замку, поднимемся на городскую стену и пойдем по ней к Bastion Fort La Reine, а затем к Tour Bidouane.

Форт дю Пети Бе (Fort du Petit Bé)

 Остров Пети-Бе и его форт расположены в нескольких сотнях метров от валов Сен-Мало и в нескольких десятках метров от Гран-Бе. Форт был построен в 17 веке. Он был частью оборонительного пояса, спроектированного Вобаном и предназначенного для защиты города Сен-Мало от атак английских или голландских эскадр.  Форт был построен все тем же инженером Симеоном Гаранджо. Он состоит из большой платформы, трехэтажного здания и двух бастионов и может вместить до 160 солдат для обслуживания 19 орудий и 2 минометов. Форт был собственностью французской армии до 1885 года, а затем был выведен из эксплуатации и возвращена  городу Сен-Мало. Указом от  1921 года он классифицирован как исторический памятник. В 2000 году он был отреставрирован   и открыт для публики. Его можно посетить во время отлива.

 

 

 

Passage Des Bes

  Цементная дамба   Passage Des Bes, соединяющая пляж Plage de Bon Secours с островом Гран-Бе , расположенным напротив  валов Сен-Мало доступен только во время отлива, туда можно дойти пешком от пляжа … Необходимо следить за недвигающимся приливом, если вы не хотите остаться на острове на несколько часов...

 

    

 

Le Corps de Garde

  Если захотели перекусить с видом на острова, можно зайти в Le Corps de Garde.

 

     

 

Bastion de la Hollande, Bastion Saint-Philippe

    Пройдя по крепостной стене вы попадаете на  Bastion de la Hollande, где расположено несколько пушек и памятник   Жаку Картье. Следующий угловой Bastion Saint-Philippe, от него в море уходит мол  Môle Des Noires. Пройдя по стене города до ворот Porte de Dinan можно спуститься в город...