Руан ( Rouen ) столица Нормандии, ныне центр региона Нормандия. Первое поселение Ротомагус (Rotomagus) на месте современного Руана появилось во времена кельтов. Город на правом берегу Сены в период правления императора Октавиана Августа, стал вторым по величине городом Галлии после Лугдуна. В III веке в городе построили амфитеатр и термы. В IV веке возвели первый собор (церковь Сент-Этьенн). В конце IV века Руан стал резиденцией архиепископа.
В 841 году в долину Сены вторглись викинги со своим вожаком Оскаром, которые в том же году разграбили Руан и сожгли город. Викинги снова напали на Руан в 843 году. Город стал столицей герцогства Нормандии после того, как в 911 году предводитель викингов Роллон, изгнанный из Норвегии конунгом Харальдом Прекрасноволосым, по условиям Сен-Клер-сюр-Эптского договора получил от короля Карла Простоватого статус графа Руанского и территорию, соответствующую современному региону Верхняя Нормандия. Роллон крестился и женился на дочери Карла Гизеле. Несмотря на крещение Роллона, представители династии Викингов лишь формально отреклись от своего языческого прошлого. После убийства его сына Вильгельма Длинного Меча в 942 году провинция превратилась в арену столкновений противоборствующих группировок викингов, и даже в первые годы правления Ричарда I борьбу за восстановление в ней порядка вел не герцог, а французский король. Летописи сообщают, что он в 942 году разгромил язычника Сихтрика, а в 945-м году потерпел поражение от руки викинга Гаральда. Кризис был разрешен путем заключения нового договора. В 965 году герцог Ричард I и Лотарь подписывают Гисорский пакт, и практически сразу же после этого «с одобрения короля» начинается восстановление монастыря Мон-Сен-Мишель. Судя по всему, этот пакт сыграл в истории Нормандии не менее значительную роль, чем договор 911 года между Роллоном и Карлом Простоватым. При Ричарде II установились тесные отношения Нормандии и Англии. Его сестра, Эмма Нормандская вышла замуж за Этельреда, короля Англии, а Этельред, изгнанный датчанами, укрылся в Нормандии. Ричарду II наследовал старший его сын Ричард III, умерший в первый же год своего правления. Ему наследовал его брат Роберт Дьявол, о судьбе которого можно прочитать в статье про его замок. Своим наследником он заставил признать Вильгельма, про молодые годы которого написано в статье о замке Фалез, где он родился.
Герцоги Нормандии в качестве своей резиденции в большинстве случаев предпочитали Руан, за исключением Вильгельма Завоевателя, который своей столицей избрал Кан, где он и был в дальнейшем погребён. 24 июня 1204 года король Франции Филипп II Август вошел в Руан и окончательно аннексировал Нормандию, присоединив ее к Французскому королевству. Он снес Нормандский замок и заменил его своим собственным, Шато Бувре, построенным на месте галло-римского амфитеатра. Текстильная промышленность в городе развивалась на основе шерсти, импортируемой из Англии. Процветание города зависело от речной торговли по Сене. В 1291 году в городе произошли волнения, мэр был убит, а дворянские жилые дома в городе были разграблены. Филипп IV восстановил порядок и отменил городскую хартию и прибыльную монополию на речное движение, но он позволил Руану выкупить свои права в 1294 году. Во время Столетней войны в 1419 году Руан сдался английскому королю Генриху V, который снова аннексировал Нормандию. По официальной версии Жанна Орлеанская Дева была сожжена на костре в 1431 году в Руане, где большинство жителей поддержали герцога Бургундского, врага французского короля. Король Франции Карл VII отбил город в 1449 году. Руан был на стороне католиков во время французских религиозных войн и подвергся неудачной пятимесячной осаде в 1591-1592 годах Генрихом IV и английскими войсками под командованием графа Эссекса. Во время войны 1870 года Руан был оккупирован прусскими войсками. В годы Первой мировой войны в Руане располагалась британская военная база. В период Второй мировой войны город был оккупирован немецкими войсками в 1940 году. Во время обороны в июне 1940 года в Руане случился большой пожар, уничтоживший весь исторический квартал между кафедральным собором и Сеной. Крупные повреждения город получил во время бомбёжек Нормандии союзниками с 1942 по 1944 годы, целями авиации были мосты через Сену и сортировочная станция в Соттевиль-ле-Руане. В ходе этих авианалётов был существенно повреждён Руанский собор и дворец правосудия.
Осмотр города я рекомендую начать с Place du Général de Gaulle, под которой расположена
подземная парковка Hotel de Ville, где можно оставить машину.
Аббатство Сент-Уэн было основано в 553 году во имя святого Петра, и стало одним из самых
могущественных монастырей бенедиктинцев в Нормандии. Первым храмом, построенным на этом месте, была базилика построенная во времена меровингов, в ней в конце 680-х годов похоронили
руанского епископа Одона (святой Уэн), в честь которого и назвали аббатство. Аббатство было разорено викингами в 841 году. Аббат Хильдеверт восстановил аббатство в
960 - 1006 годах. В 1062 году, когда Нормандия была герцогством, в аббатстве приступили к восстановлению каролингской церкви в романском стиле; её посвятили святому Петру и первые
погребения в ней датируются 1095 годом. В 1108-1112 годах герцог Нормандии и король Англии Генрих I преподнёс в дар аббатству имение на территории Эссекса. Главная церковь аббатства в романском
стиле была освящена в 1126 году. В сентябре 1136 года аббатство сгорело, и аббат Райнфруа занялся его восстановлением. Церковь сгорела опять в 1248 году. От романской церкви до наших
дней сохранилась двухуровневая апсида «tour aux Clercs». В 1318 году начались работы по возведению готического здания церкви аббатства, существующего в наше время, под руководством аббата
Марка д’Аржана. Строительство новой церкви замедлилось в эпоху Столетней войны. Возведение нефа церкви было завершено в 1537 году, а западный фасад был достроен только в
XIX веке.
В настоящее время в здании церкви расположена экспозиция современных художников.
Мимо очаровательных фахверковых домиков можно пройти по Rue Damiette к церкви Сен-Маклу (Église catholique Saint-Maclou), расположенной на площади Place Barthélémy.
Церковь Сен-Маклу является показательным образцом французской «пламенеющей»
готики, построена между 1437 и 1517 годами. Она сменила старую приходскую церковь фрагменты которой сохранились только в трансепте. Строительством церкви руководил архитектор Пьер
Робен. Фасад церкви Сен-Маклу отличается от классической соборной архитектуры отсутствием традиционных парных колоколен. Вместо этого мастер каменщик Пьер Робин создал церковь в стиле базилики с
четырьмя излучающими часовнями вокруг восьмиугольного хора. Художественное оформление церкви напоминает мрачное прошлое церкви, коренящееся в пандемии Черной смерти. Трансепт не
проектировался в комплекте с опорами, которые поддерживают башню фонаря. Хор довольно большой по размеру для структуры и имеет два отсека и четыре излучающие часовни, которые отходят от
амбулатории. В целом, в плане акцент делается на трансепте, который находится на полпути между хором и нефом. У Сен-Маклу есть классическая трехэтажная высота аркады, трифория и фонаря.
Церковь имеет западный фасад, в котором расположено большое крупное окно - роза. Фасад без башен с пятью остроконечными крыльцами с летающими контрфорсами над проходами, которые прикреплены
к западной стене.
Церковь Святого Маклу была построена во время перехода от позднего готического периода (15-16 века) к эпохе Возрождения в 16 веке. Пространство над порталом внутри арки называется тимпаном. Как
правило, тимпан заполнен скульптурами сцен рая и ада. На тимпане главного входа в церковь Святого Маклу изображен Христос, стоящий с руками, протянутыми к окружающим его людям, которые направо от
него направляются к небу, а те, кто слева, направляются к огненным ямам ада. Это сообщение, обычно изображаемое в готический период, было разработано, чтобы напугать и вызвать эмоции у
публики. Архитектурный план церкви Сен-Маклу включает в себя излучающие часовни. У Сен-Маклу, как и у большинства готических церквей, было много наружных каменных статуй; однако, они не перенесли
большую часть французских религиозных войн, погодных условий и загрязнения. Большинство внутренних статуй исчезло во время французской революции. Тем не менее, внутри часовен сохранилась
деревянная мебель и украшения, сделанные в 18 веке, но большинство из них были разрушены во время бомбардировок союзников в 1944 году. Выполненные в стиле Ренессанса двери с их
резьбой и орган избежали разрушения как во время французской революции, так и во время Второй мировой войны. Сен-Маклу сохраняет нормандскую традицию фонарной башни, подобной собору Нотр-Дам, но,
кроме того, он действует как колокольня. 83-метровый шпиль датируется 19-м веком и является работой архитектора Жака-Эжена Бартелеми. Ризница в восточной части здания выполнена в
неоренессансном стиле, ее мраморные колонны привезены из Италии. Внутренняя часть святилища предназначена для сбора максимального количества света. Поэтому на колоннах нефа и
хора мы отмечаем отсутствие капителей между пролетами. Свет в помещение проникает сквозь стрельчатые витражные окна (несколько витражей сохранилось с XV века). Хор церкви, очень
хорошо отремонтированный, не восстановил свою красивую довоенную барочную работу по дереву, и только часовня сохранила резьбу. Луч славы 18-го века, отделяющий хор от нефа, сохранился.
Покровители Сен-Маклу были из богатого купеческого класса, который пережил огромный социальный и экономический рост в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Семья, наиболее тесно связанная с восстановлением церкви, была семьей Дюфур. Покровители отвечали за выбор мастера-каменщика Пьера Робина, а также за часть общего стиля церкви.
В июне 1944 года бомбы разрушили амбулаторные и хоровые своды. Колокольня и фонарь башни
грозили обрушиться. Восстановительные работы начались после войны, и церковь была частично возвращена для богослужения в 1965 году. Хор был восстановлен в 2000 году, а фонарную башню снова
открыли в 2007 году. Одна из часовен к югу от амбулатории так и не была восстановлена после войны.
По улице Rue Saint-Romain надо идти в сторону Руанского собора.
Согласно легенде, во второй половине третьего века святой Меллон основал часовню в частном доме, расположенном в то время на этом месте. Около 260-280 года пожар уничтожил ее во время первых франкских вторжений. Первое упоминание о епископе в Руане относится к 314 году. Несколько десятилетий спустя в летописях упоминается проповедь епископа Виктриса, датированная 396 годом, которая подразумевала наличие собора в городе и вызывала строительство соседней базилики. Святой Виктрис лично участвовал в работах. В 1986 году раскопки, выполненные археологом Жаком Ле Махо, подтверждают существование этой базилики. Кроме того, в 1954 году археолог Жорж Ланфри провел раскопки на уровне последнего пролета нефа и обнаружил основание древней церкви, намного меньшей, чем нынешний собор (30 м в длину и 15 м в ширину). Таким образом, как и во многих других раннехристианских столичных городах, таких как Женева или города северной Италии, епископальная группа Руана состояла как минимум из двух базилик. В 5 веке эти две базилики были объединены галереями. В середине 8-го века южная базилика была посвящена Богоматери. В летописях упоминается посещение собора Карлом Великим в 769 году.
Около 841 года разрушения, вызванные набегами викингов и пожаром нанесли базиликам
значительный ущерб. В девятом веке были возведены епископский дворец, жилье для каноников и добавлено западное крыло или Westwerk к церкви. В десятом веке, после заключения договора в
Сен-Клер-сюр-Эпте в 911 г. в Руане, столице молодого герцогства Нормандии, вождь викингов Роллон получил крещение в 912 г. (под именем Роберта) в старой базилике. Собор и некрополь первой
династии герцогов Нормандских (первое здание при Каролингах) был увеличен только во времена правления Ричарда I, последний умер в 996 году. Около 1030 года архиепископ Роберт
перестроил хор в романском стиле и возвел склеп, чтобы увеличить существующую базилику Нотр-Дам. Строительство Руанского собора во главе с архиепископом Робертом, как и строительство аббатства
Берне, заложило основы норманнской школы религиозной архитектуры в Нормандии, а затем в Англии. Работа прекратилась, когда архиепископ Роберт умер в 1037 году. Другой архиепископ, Маврикий
(1055-1067), завершает строительство, а также осуществляет реконструкцию нефа в 1063 году. Именно в это время тела Роллона и Вильгельма Длинного Меча были захоронены в
соборе. Романский собор, крестообразный в плане, имел неф и коллатерали (проход между рядами сидений с обеих сторон или рядами сидений с одной стороны и стеной с другой) «той же длины и ширины,
что и современный неф» Согласно различным раскопкам, трансепт состоял из креста, увенчанного фонарной башней. Собор имел 98 м в длину. Несмотря на последующее строительство
готического собора, склеп, в котором размещались мощи Девы Марии, остался и его можно посетить.
В 1144 году Хью Амьенский архиепископ Руана, принял участие в освящении церкви аббатства Сен-Дени по приглашению своего друга Суге́рия аббата Сен-Дени,
могущественного советника французских королей Людовика VI и Людовика VII, «крёстного отца» готического стиля средневековой архитектуры. В следующем году он начал работу над «Новой башней»,
звонницей в шести метрах к северу от бывшего романского фасада. Была возведена северная часовня, которая стала местом, где покоятся останки Хью Амьенского. Построенная в 1164 году, башня Св
Романа (saint Romain) привнесла готическое искусство в Руанский собор. Около 1170 года главный фасад был переделан, пронизан тремя порталами: центральным, посвященным Св Роману (теперь исчез), и
двумя боковыми , посвященными Св Иоану(saint Jean) и Св Этьену(saint Étienne). Продолжаются работы по сносу романского нефа и возвышению первых пролетов нефа, начатому около 1185 года
архиепископом Готье де Кутансом. Трансепт и все еще стоящий хор остаются открытыми для поклонения. В пасхальную ночь 1200 года пожар уничтожил квартал собора, но пощадил недавно построенную
башню, фасад и новые пролеты нефа. Архиепископ Готье начинает работы по возведению собора, в частности благодаря пожертвованиям Иоанна Безземельного. В 1204 году Филипп II Август посетил
праздник в реконструированном нефе. Строительство хора было начато в 1220 году. Неф был закончен в 1237 году. В период 1265-1275 годов по пожеланиям братств и корпораций
были добавлены часовни. Две башни, обрамляющие порталы, которые изначально должны были увенчаться шпилями, так и не были построены. Работы над западным фасадом возобновились с 1370 года и
закончились около 1450 года. Именно тогда была построена серия арок с более чем 60 статуями. Гийом Понтиф, ставший главным мастером собора в 1462 году, продолжает работу по переоснащению
северного креста трансепта. Он также завершает башню Сен-Роман возведением верхнего этажа, покрытого крышей с изогнутыми сланцевыми панелями, с 1468 по 1478 год. Здесь размещалось девять
колоколов. Передний портал был завершен в 1484 году. Масляную башню (tour du Beurre) возвели, правда без надвершия, в 1506 году. Строительство башни сильно дезориентировало фасад.
Появляются трещины, и окно-роза Жана Перье, сделанная около 1370 года, угрожает разрушиться. Это вызвало реконструкцию центрального портала между 1508 и 1511 годами . Оформление портала и его
тимпана было поручено Пьеру Обо. Оригинальный готический шпиль, известный как «игла» 13-го века, пострадал от пожара 5 октября 1514 года. В следующем году Роуланд Ле Ру объединил башню
фонаря и добавил ей один этаж. Вместо каменного шпиля плотник Роберт Бекет строит деревянный шпиль в форме пирамиды, покрытой позолоченным свинцом, в стиле ренессанс.
Завершенный в 1557 году, он достиг 135 метров в высоту.
Собор был разграблен гугенотами в 1562 году. Отсутствующие статуи являются свидетельством этого неспокойного периода. Могилы герцога Бедфорда и кардинала Эстутевиля уничтожены, статуи святых и архиепископов на фасаде обезглавлены. В 1683 году ураган опустошил западный фасад, разрушил окно-розу и сбил три из четырех венчающих башен, которые проломили своды и разрушили орган. Щедрые пожертвования от Людовика XIV позволяют восстановить то, что было уничтожено. Во время Французской революции собор стал храмом Разума. Колокола были разбиты. Революция достойно сохранила собор, используя часовню Девы Марии в качестве сеновала, а остальная часть здания служила концертным залом. Храм восстановил свой статус собора в 1796 году. Удар молнии 15 сентября 1822 года, уничтожил ренессансный шпиль. Архитектор Алавойн предложил построить чугунный шпиль в готическом стиле. Начатое в 1825 году, его строительство было завершено в 1884 году. В течение 19-го века были проведены различные работы по укреплению собора. Два дома, которые в 1822 году были разрушены после пожара и падения шпиля, были снесены. В 1861 года был подписан указ об экспроприации зданий, примыкающих к собору. Таким образом, все здания, прилегающие к собору, были снесены.
9 июня 1940 года после обстрела района между собором и Сеной произошел пожар на южном проходе. В ночь с 18 на 19 апреля 1944 года в собор попали семь английских бомб , одна из которых упала в хор и не взорвалась. Проходы нефа и часовни с южной стороны, кроме одной, были разрушены. Кроме того, одна из четырех опор, поддерживающих шпиль, была серьезно повреждена, но ее быстро укрепили, чтобы предотвратить падение шпиля на всю конструкцию. Взрывной волной повредило большие окна-розы трансепта и западного фасада. 1 июня при бомбардировке, башня Сен-Роман загорается, вызывая падение колоколов. Огонь распространился на проходы и неф.
Реставрационные работы выполняются Альбертом Шовелем, главным архитектором исторических памятников и компанией Жоржа Ланфри. После восстановления собор был наконец вновь
открыт 17 июня 1956 года.
Реставрационные работы на башне Сен-Роман завершились в 1987 году. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня. В 2015 года реставрационные работы на западном фасаде были
завершены, а строительные леса сняты. Проект окончательного восстановления шпиля, который начинается в 2016 году и должен завершиться в 2022 году, состоит из 7 этапов. Он финансируется
Министерством культуры и коммуникаций на общую сумму 14 500 000 евро. Эта операция включает в себя восстановление структурных и декоративных элементов из чугуна, восстановление стальной
конструкции шпиля. На момент моего посещения собора в 2019 году часть его шпиля была в лесах.
Эффи́гия ( лат. effigies) - рыцарские скульптурные надгробия, выполненные обычно из камня в лежащем виде, со скрещенными руками или соединёнными в молитве ладонями.
Роллон
« IN.SINU.TEMPLI.ROLLO.QUIESCIT /
A.SE.VASTATAE.CONDITAE.NORMANNIAE.PATER.AC.PRIMUS.DUX /
LABORE.QUI.FRACTUS.OCCUBUIT.OCTOGENARIO.MAIOR.AN.CM.XXXIII »
Ричард Львиное Сердце
« HIC.COR.CONDITUM.EST.RICARDI /
ANGLORUM.REGIS.QUI.COR.LEONIS.DICTUS /
OBIIT.AN.M.C.XC.IX »
Генрих Молодой Король (англ. Henry the Young King; 28 февраля 1155 — 11 июня 1183) — герцог Нормандский, граф Анжуйский, номинальный король Англии с 1170 года ( коронован во время правления отца). Второй из пяти сыновей Генриха II Английского и Алиеоноры Аквитанской. Генрих Молодой умер от дизентерии в возрасте 28 лет.
« CUI.FRATER.FUIT.COR.LEONIS.DICTUS /
HENRICUS.IUNIOR.SEDEM.IN.NORMANNIA.ARMIS.IURIQUE.NEGATAM /AN.M.C.LXXXIII.A.MORTE.TANDEM.HIC.AEGRE.TENUIT »
Вильгельм I Длинный Меч (Guillaume I Longue-Épée)
« H.S.E.GUILLELMUS.LONGA.DICTUS.SPATHA. /
NORMANNIAM.QUI.SUIS.ROLLONIS.FILIUS.STATUIT.IN.FINIBUS /
PRODITORUM.INSIDIIS.ANNO.CM.XLII.OCCISUS »
От Соборной площади Руана начинается узкая улочка, которая сохранила свой средневековый облик – улица Больших часов (rue du Gros-Horloge). По сторонам Gros-Horloge расположены фахверковые дома с сувенирными лавочками, кафе и магазинами. Главная достопримечательность улицы – средневековая часовая башня над аркой расположенной поперёк улицы. Руанские часы Gros-Horloge были установлены в ней в 1389 году. Циферблат часов выполнен в виде золотого Солнца. На нём только одна часовая стрелка – золочёная, с маленьким барашком на конце - символом Руана. Серебряный шар, установленный над циферблатом, показывает фазы луны, а аллегорические картинки под циферблатом обозначают дни недели. Во внутреннем помещении башни рядом с часами находится комнатка, где жил часовщик. Сейчас в часах установлен электрический механизм, но старое оригинальное устройство сохранилось.
Именно на этой площади, в разгар Столетней войны, по официальной версии Жанна Орлеанская Дева
была сожжена на костре в 1431 году. Это было обычное место казней. Большой крест был установлен на месте костра.
Посреди площади стоит необычная церковь, построенная в 1979 году - Церковь Св. Жанны д’Арк (Église Sainte-Jeanne-d’Arc). Ее крыша выполнена в виде пламени костра.
Сегодня вокруг площади расположены рестораны и бары.
От Place du Vieux-Marché по Rue Rollon надо дойти до Дворца правосудия.
Дворец, построенный в традициях готического архитектуры и является редким примером
светской готики, был возведен для заседаний регионального совета Нормандии в конце XV – начале XVI века. Облик дворца был задуман и воплощен архитекторами Роланом де Ру и Роже Анго. Зодчие
украсили дворец изящными башенками и шпилями, фигурами химер, горгулий, другими скульптурными изображениями. В комплекс дворца входят три здания, образующие внутренний дворик. В этом
дворике находится здание синагоги XII века, принадлежавшей городской еврейской общине. В западном крыле дворца находится его главное помещение - прокурорский зал с высоким стрельчатым сводом. На
стенах дворца можно увидеть следы повреждений осколками в годы Второй мировой войны, оставленных как свидетельство об обстрелах. В настоящее время в его стенах
размещаются промышленный и художественный музеи и библиотека.
Пройдя по Rue Jeanne d'Arc, надо свернуть на Rue du Donjon где расположена башня Жанны д’Арк.
Эта башня была частью замка, построенного в 1204 году Филиппом II Августом. Именно
в этом замке состоялся суд над Жанной Орлеанской Девой. Она содержалась в заточении в другой башне, которая не сохранилась. Эта большая цилиндрическая башня включает в себя три
комнаты и чердак. Башня является сценой игры в квест "Игра в гиперпространство". Между головоломками в натуральную величину и виртуальной реальностью, можно принять участие в
игре с семьей или друзьями и заново пережить историю осады Руана в 1419 году. Башня принимает команды от 3 до 6 игроков.
От нее по Rue du Cordier можно вернуться к парковке на Place du Général de Gaulle.