Замок Пьерфон(Chateau de Pierrefonds) расположен в Пьерфоне, в департаменте Уаза, в регионе О-де-Франс, на юго-восточной окраине леса Компьень, в 90 км к северу от Парижа. Первый замок на этом месте был построен в двенадцатом веке Нивелоном (Nivelon), лордом Пьерфона, из Квиерзи. Этот замок в конце двенадцатого века отходит к королю Филиппу Августу, а затем остается в королевском владении.
В 1392 году, в связи со смертью своего отца Карла V, Людовик Орлеанский получает в округе Валуа несколько кастелянств, в том числе Пьерфон и Герцогство Туренское. В
1396 году Людовик Орлеанский производит почти полную реконструкцию замка, архитектором, вероятно, был Раймон дю Темпл. Работами в замке руководил Санлис Жан-ле-Нуар, а после смерти
Раймона дю Темпла за интерьеры замка отвечал Жан Обель. Замок предназначался для контроля за торговлей между Фландрией и Бургундией, двумя доменами, которые принадлежали тогда семье
герцогов Бургундских, соперников Людовика Орлеанского. В 1406 году король превращает графство в герцогство, в том числе и Пьерфон.
Настало время подробнее разобраться, по воле кого был построен этот великолепный замок. Людовик Орлеанский родился в 1372 году, он был младшим сыном короля Франции КарлаV. У
принца было множество титулов: граф Валуа, Бомон, герцог Туренский, граф Ангулемский, Дюнуа, Суассон, Перигорский, Дре, Блуа, и Вертю. После смерти Карла V королем стал его старший брат
Карл VI которому было тогда 12 лет, а Луи было всего 8. Карл V предписал, чтобы в случае его ранней смерти регентоми были двое дядей - герцоги Жан Беррийский и Филипп
Бургундский. Пока королевством управляли дяди, а его старший брат увлекался охотой, стрельбой из лука и веселыми пирами, принц Людовик получил прекрасное образование, он знал латынь. Его
воспитателем был Филипп де Мезьер, человек высокообразованный, но имевший репутацию колдуна и чернокнижника. Видимо именно от него юнный принц научился почти колдовскому умению приобретать
власть над женщинами. Бесспорно этому способствовала его красота и умение великолепно одеваться. Когда его старшему брату королю Карлу исполнилось 17 лет в 1385 году он женится на
Изабелле Баварской, именно она и сыграет роковую роль в жизни принца Людовика.
Крайняя амбициозность принца помогла Карлу организовать отстранение от власти регентов в 1388 году. Людовик выступил оппонентом в королевском совете против
могущественнейшего из регентов герцога Филиппа Бургундского. Король передоверил власть другой придворной партии, получившей название «мармузетов», в основном советникам своего отца Карла V.
Они поделили между собой власть следующим образом: Жан де Мерсье и Жан де Монтагю взяли на себя управление финансами, коннетабль Оливье де Клиссон возглавил армию, де ла Ривьер взял на себя
управление дворцовым хозяйством. В 1389 году принц Людовик женится на своей кузине Валентине Висконти, которая принесла ему герцогство Асти, что давало ему право претендовать на
Милан, и вскоре его внешняя политика была неразрывно связана с итальянскими делами. От Валентины Висконти у Людовика было 10 детей. Вскоре после свадьбы принца королева Изабелла вместе с королем Карлом присутствовала на пышной церемонии посвящения в
рыцари королевских кузенов - Людовика и Карла Анжуйских. Празднества и турниры в честь этого события продолжались в течение шести дней, и именно тогда начался роман принца и королевы, который
продолжался вплоть до его трагической смерти.
В 1392 году с королем случился первый приступ безумия, и мармузеты были отстранены от власти, а королевские дядюшки вновь обрели влияние в королевском совете. Зимой 1393 года произошел страшный случай... На свадьбе фрейлины королевы разыгрывался маскарад, в котором король и несколько придворных, облаченные в пропитанные смолой и облепленные перьями костюмы дикарей, танцевали в бальном зале. В это время в зал вошёл навеселе герцог Орлеанский с горящим факелом, искра от которого подожгла костюмы дикарей, из которых погибли все кроме короля, которого спасла молодая герцогиня Беррийская, накрывшая его своими юбками. Король снова впал в безумие. Парижане были готовы разорвать герцога на клочки, считая, что он расчищает себе путь к трону. После этого печального события в феврале, по улицам Парижа прошла покаянная процессия, где брат короля и его дядюшки, позволившие организовать тот печальный маскарад, босиком прошли за королем, который ехал верхом.
В те времена за влияние на больного короля боролись две партии: Людовика и Филиппа Смелого, герцога Бургундии. Между тем, Филипп добился обручения своей внучки с дофином, а
герцог Орлеанский - брака своего старшего сына Шарля с Изабеллой, вдовой короля Англии Ричарда II. Людовик любил искусство и тратил огромные деньги на реконструкцию замков,
декоративные работы, внешнюю помпу своего двора и накопил огромные долги, на покрытие которых был вынужден брать деньги из королевской казны. В 1394 году, в честь своего сына, он создает Орден
Дикобраза, иглы которого были направлены против Бургундии. Людовик руководил внешней политикой королевства, в 1396 году он организовал передачу прав от Генуи Франции.
Враждебный к Англии, он выступал против брака принцессы Изабеллы и короля Англии
Ричарда II.
Людовик руководил кампаниями 1406-1407 годов в Гиени. Несмотря на развратную жизнь Людовик был человеком фанатично верующим, несколько дней в неделю он проводил в монастыре
селестинцев в Париже, где за ним была закреплена келья.
В 1404 году умирает Филипп Смелый, это событие укрепило позиции Людовика, но ссора с его сыном Жаном Бесстрашным привела Францию к гражданской войне.
Герцог Орлеанский, опираясь на поддержку Изабеллы, добился неограниченного влияния на больного Карла VI. В 1405 году дело дошло до вооруженного столкновения: войска Жана Бесстрашного шли на
Париж, Людовик Орлеанский и Изабелла Баварская пытались похитить наследника престола Людовика Гиенского. Конфликт удалось погасить, но стычки в Совете между Людовиком Орлеанским и Жаном
Бесстрашным продолжались. Обе партии приготовились к войне, но осенью 1407 при участии королевы и герцога Беррийского герцоги помирились, причастились одной облаткой, и поклялись в вечной дружбе.
Однако 23 ноября 1407 года Жан Бургундский организовал убийство герцога Людовика Орлеанского в Париже, на Старой Храмовой улице, недалеко от особняка королевы Изабеллы Барбетт. Людовик
возвращался от королевы, когда его стянули с коня. Он предполагая, что имеет дело с грабителями, закричал: «Я герцог Орлеанский!», однако, убийцы, отрубили ему правую руку, часть
головы и бросили изрубленное тело на мостовой. Тело герцога отнесли в ближайшую церковь Блан-Манто, а 25 ноября похоронили в родовой усыпальнице в Селестинском монастыре.
Работы в замке Пьерфон были прерваны после убийства герцога, в то время как жилые интерьеры так и не были полностью завершены. После смерти Людовика права на замок перешли к
его сыну Карлу. В 1411 году войскам герцога Бургундского во главе с графом Сен-Полем удалось занять замок во имя короля Франции Карла VI. Но в 1412 году герцог Карл Орлеанский после
мира с королем вернул свою собственность. Тем не менее, Пьерфон будет возвращен ему графом Сен-Поль лишь в 1413 году, причем последний, оставляя замок, сжег его крышу. В 1415 году после
битвы при Азенкуре герцог Карл Орлеанский попал в английский плен и 25 лет провёл в лондонском Тауэре. Капитан замка Пьерфон, Nicolas Bosquiaux, удерживал его до 1420 года, но суровая
зима и дефицит припасов, заставили его капитулировать перед англичанами и бургундцами. Замок остается бургундским до 1436 года, когда он переходит под контроль
арманьяков. Карл Орлеанский возвратился во Францию в 1440 году из английского плена благодаря усилиям бургундского герцога Филиппа Доброго, уплатив выкуп из приданого своей третьей жены.
Его возвращение в Орлеан было отмечено народом как великий праздник. Проживая на берегах Луары, он тем не менее, отремонтировал Пьерфон. После его смерти замок переходит к его сыну,
будущему королю Франции Людовику XII. После Карла VIII, умершего бездетным, Людовик беспрепятственно вступил на престол. Вскоре Людовик XII передает герцогство Валуа своему двоюродному брату
Франциску. С 1515 года герцогство Валуа объединяется с королевским доменом вплоть до правления Людовика XIII.
В 1588 году замок занимает капитан Жан де Риё (Jean de Rieux) сторонник Лиги, которая продолжает сражаться с Генрихом Наваррским, уже после того, как он стал королем
Франции Генрихом IV. Во время гражданских междоусобиц он с успехом отстаивал замок Пьерфон от нападений герцога д’Эпернона (в марте 1591 года) и маршала Бирона. Де Риё вовремя подоспел с
подмогой (отрядом в тысячу человек) в Нойон, во время осады последнего королём Генрихом IV. Известна его попытка пленить Генриха IV в Компьенском лесу в1593 году: им был устроена засада, не
увенчавшаяся успехом только по непредвиденной случайности - бандитов заметил крестьянин. Захваченный королевским отрядом из Компьена в 1593 году во время разбойничьего нападения на мирных
путешественников, Риё был повешен в Компьене в марте 1594 года. Новый комендант замка от Лиги Антуан де Сен-Шаман начинает переговоры о сдаче Пьерфона и сдает его только после
получения выкупа в конце 1594 года. В 1595 году замок был поручен Антуану д'Эстре, губернатору Иль-де-Франса, и, прежде всего, отцу Габриэль д'Эстре, любовницы Генриха IV. 10 августа 1595
года Анри де Саве берет замок от имени Филиппа II Испанского. Замок был занят восемью сотнями неаполитанцев и валлонов из испанских Нидерландов. Но после атаки королевских войск Саве
был взят в плен, и неаполитанцы сдали замок за выкуп Антуану д'Эстре.
Во время неспокойного периода Регентства Марии Медичи и начала царствования Людовика XIII замок является собственностью Франсуа-Аннибала д'Эстре, виконта Кувра, сына Антуана д'Эстре и члена
«партии несогласных» во главе с Генрихом II де Бурбон, принцем Конде, стремящимся укрепить свою власть в ущерб королю Франции. Замок был осажден и захвачен в 1617 году войсками губернатора
Компьена, графа Оверни, присланного кардиналом Ришелье, в результате взрыва башни, где находятся крепостные ворота, что позволило войскам короля войти в замок. В мае 1617 года совет
короля Людовика XIII принял решение снести замок. Крыши его больших башен были разрушены, сожжены полы и оконные рамы.
В течение восемнадцатого века замок был заброшен. В 1798 году он был продан в качестве
национального достояния за 8 100 франков. Наполеон I купил его в 1813 году за 2700 франков и использовал как хозяйственные постройки в Компьеньском лесу. В 1832 году Луи-Филипп проводит в
руинах замка банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы с Леопольдом Саксен-Кобургским.
Принц-президент Луи-Наполеон Бонапарт посещает замок в 1850 году. Став императором Наполеоном III, он просит, по совету Проспера Мериме, архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка
предпринять реставрацию здания. Строительство началось в январе 1858 года, сначала отремонтировали башню Гектора. В 1862 году проект расширился: Наполеон III на этот раз хочет сделать
его императорской резиденцией, чтобы разместить в замке свою великолепную коллекцию оружия и доспехов. После смерти Виолье-ле-Дюка в 1879 году работы продолжил его зять Морис Ураду и Юст Лиш
вплоть до 1885 года.
Замок представляет собой в плане четырехугольнник размером 65 × 85 м с восемью большими башнями. Главный фасад украшен барельефом с изображением Благовещения. Одной из наиболее
характерных особенностей оборонительной системы замка является наличие у навесных стен и башен двух наложенных друг на друга проходов. Первый, нижний, крытый проход покрыт крышей, чтобы
предотвратить подъем с помощью лестниц. Стены прорезаны крестообразными арками. Верхний крытый проход с зубцами и бойницами образует вторую линию обороны. Наконец, на двух
больших башнях Карла Великого и Юлия Цезаря Виолье-ле-Дюк добавил третий этаж, состоящий из высоких дымовых труб, которые придают замку магический вид. В замке восемь башен, каждая из которых
носит имя исторических героев и великих завоевателей: Гектор, Александр Великий, Юлий Цезарь, Иисус Навин, Иуда Маккавей, Давид, Карл Великий, король Артур и Готфрид
Бульонский (герой первого крестового похода XI века). Скульптуры героев можно увидеть в нишах стен с наружной стороны. Башня Александра Великого (известная как башня пыток) имеет архитектуру
четырнадцатого века с грубыми стенами. Внизу, в подвале башни, все еще находятся подземелья средневекового периода. Царь Давид символизирован присутствием звезды Давида в розетке
часовни. Чтобы противостоять огню пушек, башни, обращенные к плато (башни Юлия Цезаря и Карла Великого), имеют диаметры 16 м и 15,50 м с толщиной стен до 4,50 м. Другие башни
имеют диаметр от 10 до 12 метров. Башни были перестроены из старой каменной кладки.
.
Внутри главного двора расположены: с юго-западной стороны донжон, в котором находятся императорские апартаменты; на северо-западе - главное здание с парадными залами ; на
северо-востоке кухни и гостевые квартиры; с южной стороны - часовня и провиантский склад.
Все фасады внутреннего двора выполнены в стиле ренессанс.
Главный фасад апартаментов увенчан галереей длиной 57 метров. В крытой галерее можно увидеть изображения каменщиков, оруженосцев, монстров и химер. В середине главного
двора стоит бронзовая конная статуя Людовика Орлеанского, а огромные саламандры, символ герцога, выступают в роли горгулий. Скульптуры химер, выполненные Эммануилом Фремье, украшают большое
угловое крыльцо. Бережно восстановив в 1858 году резиденцию Людовика Орлеанского, Виолье-ле-Дюк возводит парадную лестницу, обеспечивая величественный вход в императорские апартаменты. Если общий
вид этой лестницы несомненно средневековый, то богатый декор представляет смесь средневековых и ренессансных стилей. Четыре женские статуи представляют четыре основные добродетели:
справедливость, умеренность, благоразумие и силу.
Часовня замка была полностью перестроена. Ее апсида расположена в башне Иуды Маккавея, но она не видна снаружи. Со стороны внутреннего двора она напоминает святые часовни средневековья (как в замке Винсенн). Часовня украшена фигурой паломника в Сен-Жак-де-Компостель, которому Виолле-ле-Дюк придал свои черты. На дверях портала можно увидеть Людовика Орлеанского и его жену Валентину Висконти.
Произведения этой коллекции выставлены на втором этаже крыла для гостей. Мастерам Мондюи удалось воссоздать технику изготовления фигурных изделий из металла. В их мастерской были
созданы шпиль Собора Парижской Богоматери ( сгоревший во время пожара), шпиль собора в Амьене, статуя свободы в Нью-Йорке, статуя архангела Михаила в Мон-сен-Мишель и элементы кровли замка
Пьерфон.
В донжоне на втором этаже расположена Гостиная для приемов. В девятнадцатом веке император и императрица принимали здесь своих гостей. Комната лишена мебели, за исключением
замечательной скамейки с откидной спинкой, отделка приемной очень яркая и насыщенная. На стенах изображены различные эмблемы и гербы правителей, написанные в так называемой технике
трафаретной росписи. Имперский орел Наполеона III и дикобраза Людовика XII расположены рядом. Дикобраз был эмблемой династии Валуа. Остальная часть комнаты украшена панелями из резных
панно. В комнате императора расположена забавная ванная комната спрятанная за дверью шкафа. В этой ванной была смывная система, работающая от бассейна, заполненного водой и расположенного
над шкафом. Повторяющийся символ - императорский орел украшает балки, стены и дымоходы, а исторический фриз рассказывает о жизни рыцарей XIV века.
.
Зал Героинь, бывший зал правосудия, воплощает в себе роскошь эпохи Второй Империи. Камин с двойным очагом украшен статуями императрицы Евгении и придворных дам в виде героинь. Раньше в этом зале хранилась великолепная коллекция оружия и доспехов.
Зал был предназначен для размещения охраны. Здесь представлены каменные фрагменты замка XV века и макет замка, выполненный для Всемирной выставки 1878 года.
Парковка у замка бесплатная.
Часы работы:
со 2 января по 30 апреля с 10.00-17.30
с 2 мая по 4 сентября с 9.30-18.00
с 5 сентября по 31 декабря с 10.00-17.30
открыто каждый день.
Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Последних посетителей впускают за 45 минут до закрытия.
Стоимость билета 8,00 €
Бесплатно до 18 лет.