Юг Италии 2017

 Идея этой поездки родилась после просмотра фильма "Страшные сказки" (" Tale of Tales"), снятого в 2015 году режиссёром Маттео Гарроне по сказкам писателя Джамбаттисты Базиле.   Действие фильма разворачивается в трех волшебных королевствах, с правителями и обитателями которых связаны три основных сюжетных линии. Король Диких Гор, которого играет Тоби Джонс  и король Одинокого Утёса, которого играет Венсан Кассель жили и правили в очень интересных замках. Как я выяснил, уже после просмотра фильма, король  Диких Гор проживал в замке  Кастель-дель-Монте, а король Одинокого Утёса в замке Роккаскаленья (Castello di Roccascalegna). Оба этих замка оказались расположены в южной части Италии и мне оставалось выбрать место для отдыха на море, забронировать проживание и составить маршрут поездки.

 

   Для отдыха на море был выбран один из красивейших регионов Италии - Колабрия. Эта провинция очень мало посещается росийскими туристами, а зря. В Колабрии очень интересное побережье: здесь много и песчаных пляжей, и маленьких бухточек, и скалистых утесов. Это один из беднейших регионов страны, здесь не развита промышленность - поэтому ничто не загрязняет море и природу. Вода идеально чистая и прозрачная, у берега плавают рыбки. В больших песчаных бухтах расположены, как бесплатные пляжи, куда можно прийти со своим зонтиком и расположиться на подстилке на песочке, так и оборудованные  платные  пляжи. На таком пляже придется заплатить за два лежака и большой зонтик 20 евро в день. В отличие от полюбившегося россиянами Адриатического побережья, лежаки расположены не в 8 - 10 рядов, а в 2 - 4 ряда. Пройдя метра четыре уже начинается глубина - плавать очень удобно.

 

  Поездка была запланирована на вторую половину августа и первые числа сентября. Мы с супругой, за две недели до поездки, получили очередные Шенгенские финские визы на два года, поэтому поездка планировалась через Финляндию. Был выбран утренний рейс компании Finnair, Хельсинки - Рим который прилетает в Фьюмичино в 11 часов.

 

  Получив в прокатной конторе свой фольксваген, мы выехали из аэропорта и поехали в сторону Рима. Я изначально планировал ехать в Колабрию по автобану Е35, но навигатор, на котором с прошлой поездки осталась установка программы по избежанию платных дорог, свернул нас с окружной дороги вокруг Рима немного раньше на Неаполь. Я  подумал, что он решил срезать угол, чтобы вывести нас на автобан. Сначала все было хорошо, мы ехали 90 - 100 км/час, но потом дорога вышла к морю, пришлось медленно ехать через прибрежные городки, я понял свою ошибку и выбрался на автобан Е35. После Салерно платная дорога закончилась, и дальше автобан стал бесплатным до Реджо Калабрии! Шикарная трасса А2 с огромным количеством мостов и тоннелей была проложена в совершенно незаселенной местности! Так мы доехали до Козенцы. Горы кончились, началось предгорье и появилась цивилизация. В Капо Ватикано, где был запланирован отдых у моря мы приехали после 8 вечера, уже стемнело. 

  

 

   

 Для проживания была забронирована вилла, расположенная на скалистом мысе рядом с действующим маяком и смотровой площадкой, куда приезжали туристы любоваться скалами и бухточками с высокой скалы мыса Капо Ватикано. Вниз в бухту вела тропа, спуститься по ней, конечно было можно при достаточной физической подготовке, но подниматься вверх при температуре 35 градусов в тени - удовольствие для экстремалов. Мы, попив кофе на террасе с видом на бухту и скалы, садились в машину и на ней доезжали вниз до пляжа. К бухточке вела улочка Località Grotticelle. У самого пляжа парковка платная: или 5 евро за весь день, или 1 - 2 евро в час. Если приехать до 9 утра, то можно поставить машину на дороге, на подъезде к пляжу бесплатно. В Италии платные места парковок обозначены синим цветом, а бесплатные - белым.

 В городке Капо Ватикано несколько продуктовых магазинов, есть специализированный мясной магазин, но если хотелось чего-то более изысканного из свежих морепродуктов, то мы ездили за устрицами и креветками в  Vibo Valentia в супермаркет COOP на Via Moderata Durant, 66. Выбор вина в Колабрии не такой большой, как в более северных регионах, основным винным брендом является Чиро (Ciro DOC), которое производят недалеко от Кротоне, на берегу Ионического моря. Попробовав вино в стандартной бутылке 0.75, можно купить его значительно дешевле в бутылках 1,5 и даже 5 литров - оно от этого хуже не станет. Есть в продаже и сицилийские и тосканские вина.

Капо Ватикано - Матера.

 

12 дней на море пролетели незаметно и пора было трогаться в обратный путь.

  Мы выехали из виллы около 9 утра. Нашей первой целью был  Pizzo, где расположен Castello Murat. До него мы доехали за 50 минут по дороге SS522, идущей вдоль берега моря. Замок оказался небольшим, маленькая парковка расположена прямо перед входом в замок. Экспозиция посвящена последним дням знаменитого маршала.

 

  Выбравшись из узких улочек Pizzo, мы выехали на автобан А2 и вскоре свернули с него на вполне приличную, имеющую по две полосы в каждую сторону, E848 на Катанзаро. Отрезок после этого города до побережья Ионического моря оказался однополосным, но трасса Е90, идущая вдоль моря опять расширилась. По ней мы доехали до городка Le Castella, названного в честь расположенного в нем замка. Это небольшой курортный городок, жителям и гостям которого повезло загорать и купаться с видом на замок, расположенном на острове, соединенным с городом небольшой дамбой. За два квартала до набережной начиналась пешеходная зона, и мы, оставив машину, пошли к замку. Было очень жарко, градусник на машине показывал +35, на осмотр замка ушло чуть более получаса.

 

  Нашей следующей целью был замок Carafa, расположенный в городке  Santa Severina. К нему уже вела настоящая проселочная дорога. Встречались заплатки на асфальте, но ям не было. Нам нужно было проехать всего 40 километров, но дорога заняла почти час. Городок  Santa Severina оказался в горной местности и дорога превратилась в узкий серпантин. Местами можно было встретить местный способ ремонта дороги: наружный участок серпантина, обрушившийся вниз, огораживается бетонными плитами и на этом все заканчивается. Автомобилистам остается протискиваться между скалой и ограждением.

 

 

После очередного поворота серпантина мы увидели Santa Severina.

 

Замок днем закрывается на сиесту и, когда мы к нему приехали, он уже 10 минут был закрыт, но посетители в нем были. Ворота были закрыты, но когда мы к ним подошли, из них выходил турист и мы смогли проникнуть вовнутрь. В замке было еще много посетителей и я попытался объяснить кассирше, что мы ее не задержим, но она категорически отказалась продать нам билеты. После недолгого перепирательства я с фотоаппаратом пошел в замок, оставив жену в заложниках. Фурия не унималась и кричала на итальянском что то про карабинеров... Все кончилось тем, что пришел ее начальник, распорядился взять с супруги 4 евро и выдать ей на меня билет. После осмотра замка мы зашли в местную церковь и прогулялись по городку. Спускались к морю мы уже по другой дороге в сторону Кротоне. Мы выбрались на трассу Е90, идущую вдоль моря, и поехали в сторону Таранто. После небольшого приличного участка она превратилась в узкую двухполосную дорогу на большей части которой даже вне населенных пунктов стояло ограничение 50 км/час и камеры наблюдения.

 

 

  

 

Сильно отстав от запланированного графика, мы приехали в  Borgata Marina, где расположен замок Castle Federiciano. Замок стоит на скале прямо на берегу моря. Осмотрев его мы поехали дальше. Вскоре Колабрия закончилась и мы въехали на территорию другой провинции - Базиликата. Случилось чудо -  Е90 превратилась в шикарный автобан и мы быстро поехали в сторону Матеры. Матера совершенно уникальный город, значительная часть его построек - это вырезанные в скалах пещеры, плавно переходящие в надстроенные над ними дома. Въезд в старый город запрещен. Мы припарковались на Via Giuseppe Gattini, дальше проезд уже был закрыт, и позвонили хозяину пещеры, где у нас был запланирован ночлег. Через пять минут к нам подъехал Франко, загрузил в свою машину наши вещи и повез нас к месту проживания. Разложив вещи и выпив по бокалу вина, мы пошли гулять по вечерней Матере...

Матера - Васто.

 

  Мы проснулись пораньше, позавтракали и пошли осматривать старый город. Туристы еще спали, только местные жители начинали шевелиться у своих магазинчиков - выгружали продукты. Жара еще не наступила и гулять было приятно. Часам к 12 мы закончили осмотр Матеры, пообедали и вызвонили нашего хозяина. Франко приехал забрал наши вещи и отвез к нашей машине.

 

  Наш путь лежал в сторону самого удивительного и загадочного замка Италии - Кастель-дель-Монте. Сначала мы поехали по  SS99 на Альтамуру, а потом свернули в направлении на Spinazzola и поехали по SP230. Ближе к повороту в сторону замка стали появляться на него указатели. Кастель-дель-Монте расположен вдали от населенных пунктов и его месторасположение указывается, как "съезд с трассы Andria-Barletta SS170 и проехать примерно  18 км". На самом дале указатели на замок появляются на значительном расстоянии от него и дорогу найти не трудно. У замка нельзя припарковаться на близлежащей дороге там вообще нет обочины и стоят знаки запрещающие остановку и предупреждения о том что работает эвакуатор. Поэтому приходится поставить машину на платную парковку и заплатить за это 5 евро. Оставив машину, мы подошли к домику, где продавали сувениры и билеты на автобус - шаттл до замка - цена 1 евро. Вскоре шаттл тронулся и нас повезли к замку. У въезда на дорожку, ведущую нему, стоял охранник и весел плакат, что это частная территория. Автобус остановился на маленькой площадке, недалеко от замка и, когда все из него вышли, началась экскурсия на итальянском.  На входе мы заплатили по 10 евро за билет и пошли осматривать замок самостоятельно. Замок производит удивительное впечатление, учитывая личность его строителя - о Фридрихе II Штауфене я много прочитал перед поездкой.

 

  Забрав машину с парковки, мы поехали в сторону Адриатики в Барлетту. В центре города расположен замок, осмотрев его мы поехали вдоль берега по SP141 в Манфредонию, где тоже был замок. Замок находился на реставрации и поэтому был закрыт. Начал накрапывать мелкий дождик, первый за время нашего отпуска. Мы поехали в сторону Васто, где был запланирован ночлег. До него можно доехать по платной автостраде А14 и по параллельной трассе SS16, Мы выбрали бесплатный вариант и не проиграли - SS16 идет в обход населенных пунктов, там нет камер и итальянцы ездят по ней 120 км/час.

 

  Проживание в Васто было выбрано из спортивного интереса - понять как отдыхает в Италии большинство россиян. Были выбраны апартаменты на первой линии, из окон и большого балкона открывался вид на море и 10 рядов лежаков (большая часть гостиниц имела вид на соседние гостиницы). В ближайшем магазине с нами уже говорили по-русски.  До двух часов ночи, в расположенном рядом кафе гремела музыка, гулял народ, ездили машины. Рано утром с диким грохотом стали собирать мусор. Спать почти невозможно, вдобавок на 4 этаже уже не брал Wi-Fi. Мне стало очень жаль туристов, которых, из-за более дешевой стоимости проживания, привозят сюда российские турфирмы.

Васто - Фьюмичино.

 

Я с утра сходил искупаться в Адриатическое море. Пляж был идеально песчаным, но чтобы войти в воду по пояс надо пройти метров 100. Похоже на Финский залив, только без камней. Это удобно для родителей с двухлетними детьми, но не для остальных... Искупавшись я вернулся в отель, мы позавтракали и поехали к замку Роккаскаленья. Castello di Roccascalegna расположен в стороне от больших дорог. Из Васто мы поехали по SS16 и свернули на SS652 по которой при очень большом желании можно пересечь Италию поперек. По указателю на Castello di Roccascalegna мы свернули с нее и начали подниматься в гору по крутому серпантину. По нему мы доехали до городка  Roccascalegna и оставили машину на Piazza Umberto I. По узкой улочке Via del Castello мы дошли до замка. Дальше пришлось подниматься по ступенькам, вырубленным в скале, поэтому при осмотре замка необходимо одевать спортивную обувь. Замок понравился, вернувшись к машине мы спустились с горы, на которой стоит Roccascalegna, по узкой дороге местного значения и сфотографировали замок с самого эффектного ракурса.
Как всем известно, еще со школьных времен, в середине Италии расположен хребет под названием Апеннины, поэтому пересечь ее поперек представляется весьма сложной задачей. Тут на помощь путешественнику приходит такое достижение цивилизации, как автобан. В этом случае это уже не роскошь, а необходимость. На уровне Рима для этого построен автобан Е80. Он пересекает Италию от Пескары до Рима и мы им воспользовались.

 

 Проехав в тоннелях самую высокогорную часть Апеннин, мы спустились в долину, съехали с автобана и поехали в  Celano к замку Piccolomini. Замок находится в идеальном состоянии, внутри расположен художественный музей. В этой же долине, проехав 13 км, в соседнем городке Avezzano мы осмотрели Castello Orsini-Colonna. Проехав еще 10 км мы доехали еще до одного замка семейства Orsini -  Castello Orsini Scurcola Marsicana, расположенного, соответственно, в городке Scurcola Marsicana. На этом культурная программа отпуска была завершена, мы опять выехали на автобан Е80 и помчались в сторону Рима. На подъезде к столице автобан закончился. Мы проигнорировали направление в центр города и поехали по указателю на аэропорт, то есть по окружной дороге. Движение по ней организовано великолепно, мы ехали со скоростью100 км/час без пробок и вскоре приехали к месту нашей последней ночевки в Фьюменчино, недалеко от аэропорта. В 11 утра, на следующий день, мы уже летели в Хельсинки. Отпуск закончился.