Флоренция(Firenze).

В 59  году до новой эры, Юлий Цезарь основывает на реке Арно город Florentia («цветущая»), спланированный по образцу военного лагеря, для проживания своих ветеранов. Место оказалось удачным и во втором веке нашей эры в городе построили амфитеатр, термы и многие другие сооружения. Позднее император Диоклетиан делает Флоренцию столицей провинции Тусции и Умбрии. После распространения христианства, в 4 веке, Флоренция становится и центром епархии. Вследствие падения Римской империи, город приходит в запустение. В 6 веке, при правлении лангобардских королей, центром Тусции стала Лукка. В 774 году Тусция была присоединена к империи Карла Великого. При Карле Флоренция стала резиденцией одного из местных графов, город стал развиваться и в 10 веке были построены новые крепостные стены и мост через реку Арно.Столицей Тосканы вместо Лукки становится Флоренция. Во Флоренции стало развиваться производство шерсти, сукна. Активизировалось торговля, развивалось банковское дело и в город начали стекаться богатства. В 1115 году Флорентийская коммуна обрела независимость. Во главе коммуны были двенадцать выборных консулов из дворянских и части купеческих родов. Между ними часто вспыхивала кровная вражда. Для урегулирования положения в городе была введена должность градоначальника подеста.
     В1215 в году юноша из клана Буондельмонти должен был жениться не девушке из семьи Амидеи, но расторг помолвку, предпочтя обручиться с девушкой из семьи Донати. Оскорбленные Амидеи и их родичи Уберти убивают юношу, и начинается вендетта, которая расколола город на две фракции. Эта вражда совпала с конфликтом папы и императора, приобрела политическую окраску и вышла за пределы Флоренции. Уберти и Амидеи поддерживали императора и получили название "гибеллины", а Буондельмонти со своими союзниками - папу и стали зваться "гвельфами.
 После победы Фридриха II при Кортенуово, Флоренция признала германских императоров в качестве сюзеренов, однако в 1250 году гвельфы изгоняют гибеллинов и императорского подеста из города.

К управлению республикой были допущены купечество и цеховые ремесленники. Экономика Флоренции бурно развивалась. Но в 1260 году Флоренция была наголову разгромлена гибеллинской Сиеной в битве у Монтаперти. Город заплатил огромную контрибуцию, были частично разрушены городские стены, гвельфы были изгнаны из города. Через несколько лет союзник папы, Карл Анжуйский вторгся в Италию и занял Тоскану, гвельфы признали подеста Карла. Обстановка в республике нормализовалась, часть изгнанных гибеллинов вернулась в город. Во Флоренции завершается строительство новых крепостных стен и начинается в 1296 году возведение собора Санта-Мария-дель-Фьоре.   Во всей Тоскане, даже в Сиене к власти пришли гвельфы. Во внутренней политике города происходит новый раскол среди правящих гвельфов: между умеренными "белыми", стоящими за мир с гибеллинами, и радикалами - "черными" поддерживающими жесткую линию папы. Род Донати стал во главе радикалов, а семья Черки сплотила вокруг себя умеренных. В 1302 году союзник папы Карл Валуа вторгается во Флоренцию и изгоняет "белых" вместе с оставшимися гибеллинами из города. Кондотьер Лукки Каструччо Кастракани возглавил гибеллинов и в 1315 году при Монтекатини гвельфы были разбиты. В 1325 в году была проиграна битва при Альтопашио и потеряна Пистойя. Флоренция устояла, а Каструччо Кастракани умирает в 1328 году. Пережив страшную эпидемию чумы в 1348 году и последовавшую за ней разруху, город смог реорганизовать производство: на смену цеховой системе пришли мануфактуры. Банкирские дома республики пережили кризис. В 1378 управление городом сосредоточилось в руках семейства Альбицци.  
Владения Флоренции разростались: в 1402 году была окончательно присоединена Пистойя, в 1406 году захвачена Пиза, а в 1421 году – Ливорно.
     На политической арене Флоренции появляется новый игрок – семейство Медичи. Джованни Медичи (1360 - 1421) основывает банковский дом и становится одной из влиятельных фигур в городе. Медичи удалось прорваться в самые верха республики. В 1433 году, из-за роста популярности сына Джованни Козимо, Альбицци изгоняет Медичи из города. Но, вскоре, пользуясь поддержкой своих сторонников и простых флорентинцев, недовольных властью Альбицци, они сумели вернуться. Семья Альбицци изгоняется из города, а Козимо Медичи становится фактическим правителем Флоренции. Козимо благодаря сплетенной сети неформальных связей, охотно помогая просящим, стал самым влиятельным в городе человеком. Козимо ликвидировал основных политических противников и обеспечил власть в городе своей династии. При Козимо Медичи получили широкое развитие науки и искусство, была основана знаменитая Академия Кареджи и возрожден университет в Пизе. Сын Козимо Пьеро, недолго правил - с 1464 по 1469 годы. Его внук Лоренцо " Великолепный" продолжил традицию меценатства. Среди его придворных художников были Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. При Лоренцо во Флоренции были возведены великолепные дворцы, церкви и площади. Его сын Пьеро Медичи не обладал политическими способностями и через два года потерял власть. Во Флоренции была восстановлена республика. В ней разгорелась борьба сторонников народовластия, которых возглавил монах – бенедиктинец Джироламо Савонарола, и олигархических верхов. Идеи нравственного очищения Савонаролы и возвращение свобод, попранных Медичи, оказались весьма популярны среди горожан. Он становится фактическим диктатором во Флоренции. Светские развлечения - карнавалы, сменились церковными процессиями, искусство было объявлено развратным, на городских площадях запылали костры из книг и картин. Гомосексуализм карался смертью. В своих проповедях Джироламо Савонарола обвинял римского папу в разврате. Папа Александр VI Борджиа в ответ отлучает его от церкви в 1497 году как еретика, а через год Савонарола был схвачен, осужден и казнен на главной площади Флоренции.

     В 1512 году император Карл V возвращает сыновей Пьеро Медичи Джованни и Джулиано к власти во Флоренции. Джулиано остается у власти в городе, а Джованни в 1513 году становится Римским папой Львом X. В 1527 году императорские войска взяли и разорили Рим, а новый папа Климент VII(тоже Медичи) оказался осажден в замке Святого Ангела. В такой благоприятный момент флорентинцы - противники Медичи вновь смогли изгнать семью из города. В 1531 Медичи опять возвращаются к власти в городе, а Алессандро Медичи получает от императора герцогский титул. Герцогство Флорентийское в 1555 в году присоединяет последнего конкурента Флоренции в Тоскане – Сиену, и следующий флорентийский правитель Козимо I станет в 1569 году Великим Герцогом. В начала 17 века английское сукно стало теснить флорентийское на европейских рынках, в банковской деятельности тоже наступает кризис и Флоренция теряет свое значение. В середине 18 века род Медичи пресекся, и во Флоренции воцарились герцоги из лотарингской ветви дома Габсбургов. В 1796 году войска Наполеона вторглись в Италию и оккупировали Тоскану. После разгрома Наполеона династия Габсбургов возвращается к власти в 1814 году. В течение шести лет с 1865 по 1871 год, в период объединения Италии, до присоединения Рима, Флоренция была столицей нового государства объединенной Италии. В 1944 году Флоренция пострадает от бомбардировок и боев немцев с союзными войсками. При отходе из города немецкие войска взрывают все мосты через Арно, кроме Понте Веккьо.

 

Рекомендации по наиболее удобной парковке для осмотра города можно найти в разделе путешествия Тоскана 2012.

 

Мост Понте-Веккьо (Ponte Vecchio)

Первый деревянный мост через реку Арно на этом месте был построен римлянами. Его неоднократно сносило наводнением, и в 1170 году был построен первый каменный мост. Мост имел пять пролетов, но, во время особо сильного наводнения в 1333 году, он был опять разрушен. Было принято решение укрепить набережные и построить новый мост. Архитектор Нери ди Фьораванти принимает решение строить мост с тремя пролетами. Строительство было завершено в 1345 году. По решению городских властей на мосту были размещены мясные лавки, и мясники могли сбрасывать обрезки и отходы прямо в реку. Над лавками в 1565 году архитектор Джорджио Вазари построил для Козимо I Медичи коридор, по которому он мог перейти из палаццо Веккьо палаццо Питти. В стенах коридора были сделаны окна и правитель Флоренции, незаметно проходя по мосту, мог слышать разговоры горожан. Неприятные запахи под окнами Коридора Вазари надоели великому герцогу Фердинанду I Медичи, и в 1593 году лавки мясников были переданы ювелирам, где они и находятся по сей день. Ювелирные лавки в центре моста сейчас прерываются двумя террасами, и на западной террасе находится памятник Бенвенуто Челлини, выполненным скульптором Рафаэлло Романелли в 1901 году. Цены на ювелирные изделия на мосту несколько дороже, чем в среднем по городу.

Площадь Синьории ( Piazza della Signoria)

Площадь Синьории - это сердце города. Во времена Флорентийской республики на площади происходили главные события в жизни города. Во времена Древнего Рима на этом месте был театр. Во времена средневековья театр был разрушен за ненадобностью. В этот период была традиция, что известные семьи их родственники и их сторонники селились компактно. В районе площади Синьории обитало известное семейство гибеллинов Умберти, им принадлежало много домов и башен. В 1267 году после, победы французского принца Карла Анжуйского в битве при Беневенто, во Флоренции окончательно устанавливается власть гвельфов и все постройки семейства Уберти были разрушены. На этом месте было решено сделать центральную площадь и построить здание для правительства республики. Дворец Синьории был построен Арнольфо ди Камбио в 1298-1310 годах. Он также известен как палаццо Веккьо. В нем происходили основные события во времена республики. В 1498 году на площади был сожжен Савонарола. Кроме палаццо Веккьо и скульптуру Давида перед ним на площади стоит обратить внимание на Лоджию Ланци, фонтан Нептуна и памятник Козимо Медичи.

Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio)

Палаццо Веккьо, находится на площади Синьории. Дворец Синьории, так он изначально назывался, был построен Арнольфо ди Камбио в 1298-1310 годах. В нем располагалось правительство республики.

Его возглавлял Гонфалоньер справедливости, в правительство входили 24 приора, избиравшихся на два месяца, именно они и заседали во дворце. Если на заседании (коллегии) принималось решение кого - то казнить, то осужденного помещали в каморку над залом заседаний, находившуюся в башне под колоколом. В 1433 году там был заключён ненадолго Козимо Медичи, а в 1498 году здесь провёл свои последние дни Савонарола. После прихода к власти Козимо Медичи республиканские органы власти были распущены, а сам Козимо поселился во дворце, который стал называться палаццо Веккьо. В 1478 году в окнах дворца были повешены заговорщики, напавшие на Лоренцо и Джулиано Медичи.


Прямоугольная зубчатая башня дворца стоит на фундаменте древней башни "Ла Вакка" и достигает в высоту 94 метров. Палаццо Веккьо построено из камня, с двумя рядами двустворчатых готических окон, с арками в
​​форме трилистника. Дворец увенчан зубчатой ​​стеной поддержанной ажурными арками и карнизами. Над главным порталом размещен фронтон с двумя позолоченными львами и монограммой "Rex Regum et Dominantium Dominus". Перед дворцом находится копия статуи работы Микеланджело Давид. В 1873 году для предохранения статуи от осадков и выветривания статуя была перенесена в Академию изящных искусств. Её место в 1910 году на площади Синьории заняла копия. Справа от входа в палаццо Веккьо установлен "Геркулес, победивший Какуса" работы Баччьо Бандинелли. В первом внутреннем дворике дворца находится порфировый фонтан работы Баттиста дель Тадда, а над фонтаном - копия скульптуры "Амур с дельфином» работы Андреа Верроккьо. Стены дворика украшают виды австрийских городов - Вены, Праги, Линца и Инсбрука написанные Джорджио Вазари по случаю бракосочетания Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской. На первом этаже находится "Зал пятиста", построенный в 1494 году по заказу Савонаролы Симоне дель Полайоло. На его стенах можно увидеть фрески Вазари и его учеников, изображающие победы флорентийского оружия, а в центральной нише зала стоит мраморная группа Микеланджело «Гений, попирающий грубую силу». На втором этаже Палаццо Веккьо надо отметить зал Лилий с гербами французских графов Анжу, помогавших флорентийским гвельфам в их борьбе с гибеллинами, украшенный фреской Доменико Гирландайо , изображающей первого епископа Флоренции святого Зиновия, святых Лаврентия и Стефано, а также знаменитых римлян: Сципиона, Брута, Цицерона и других. В зале стоит статуя Донателло "Юдифь".

Лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi)

Лоджия Ланци расположена справа от Палаццо Веккьо на площади Синьории. Она была построена в 1376 по 1382 годах по проекту Бенчи ди Чионе и Симоне ди Франческо Таленти. Лоджия Ланци изначально предназначалось для собраний и официальных приёмов на площади Синьории. Свое нынешнее название здание получило позднее в XVI веке. По распоряжению великого герцога Тосканы Козимо I Медичи в ней были размещены ландскнехты охранявшие герцога. По итальянски это произносится как « Lanzichenecchi» , а в сокращенном варианте –« Lanzi», отсюда и пошло название лоджии. Сейчас в ней размещены скульптуры "Персей с головой Медузы" Бенвенуто Челлини, "Похищение сабинянок" и "Геркулес и Кентавр" Джамболоньи, "Похищение Поликсены" Пио Феди и другие.

Фонтан Нептуна( Fontana del Nettuno)

Фонтан Нептуна был создан Бартоломео Амманати к бракосочетанию Франческо I Медичи в 1570 году. Центральная фигура Нептуна сделана из белого каррарского мрамора. Вокруг чаши восьмиугольной формы размещены скульптуры морских богов. Создание фонтана было связано с выходом границ Великого герцогства Тосканы к морю с завоеванием Пизы и Ливорно.

Статуя Козимо I Медичи

Конная статуя Козимо I Медичи, выполненная скульптором Джамболонье в 1594 году, стоит на площади Синьории. Этот памятник поражает зрителя благородством осанки седока и мощными формами коня. На его пьедестале расположены барельефы с основными событиями из жизни великого герцога Тосканы: « Въезд Козимо I в Сиену», «Вручение Папой Пием V герба великому герцогу Козимо I», «Сенат Тосканы присваивает Козимо I титул герцога Флоренции».

Дуомо ( Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

   Строительство собора было начато в1296 году в готическом стиле по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1436 году с сооружением купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Собор был построен на месте старого собора 4-5 века, посвященного святой Репарате. К 13 веку он стал разрушаться, и было принято решение о строительстве нового собора. В это время крупнейшие города Италии старались перещеголять друг друга в строительстве центральных соборов. В Пизе и Сиене началось сооружение новых соборов.
   В 1296 году Арнольфо ди Камбио предложил на рассмотрение властей города проект собора, который был утвержден, и строительство началось в том же году. Арнольфо ди Камбио умирает в 1302 году, и работы приостанавливаются на 30 лет. В 1334 году главным архитектором назначается Джотто ди Бондоне, он строит первый ярус колокольни. С 1337 года работами руководил Андреа Пизано. В 1349 работами стал руководить Франческо Таленти, который смог закончить колокольню. После него к руководству работами приступили Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, Джованни дАмброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. Стены собора были закончены к 1380 году, но собор стоял без купола. Стены собора были украшены вставками из разноцветного мрамора: белого из Каррары, зеленого из Прато и красного из Сиены. В 1419 году был проведен конкурс на лучший проект купола, в котором приняли участие Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти.  Победителем был объявлен Брунеллески, и в 1420 году началось строительство восьмигранного купола. При строительстве купола были применены новаторские, по тому времени решения. Был спроектирован специальный подъемный кран. Кирпичный купол высотой 42 метра, состоит из граней и скрепляется вверху фонарем. Кирпичная кладка была сделана без применения сплошной опалубки. На строительство купола ушло более 4 миллионов кирпичей. Работы над куполом были завершены в 1436 году, и в том же году собор был освящен римским папой Евгением IV.
В 1587 принимается решение о строительстве нового фасада, и старый фасад был демонтирован. В таком безобразном виде собор простоял до начала работ по сооружению нового фасада в 1876 году. Работами руководил Эмилио де Фабрис и они были закончены в 1887 году. Неоготический фасад, из того же, как и остальной собор, разноцветного белого, зеленого и красного мрамора вписался в архитектуру собора.  
Большие бронзовые двери собора украшены сценами из жизни Богоматери. На фронтоне центрального портала размещен барельеф с Богоматерью на троне. Над главным входом находятся часы с фресками с изображением пророков. В соборе 44 витража работы флорентийских художников Андреа дель Кастаньо, Гаддо Гадди, Донателло, Лоренцо Гиберти и Паоло Учелло.Купол собора расписан сценами Страшного суда работы Джорджио Вазари и Федерико Цуккари. В соборе похоронены многие знаменитые флорентийцы среди них Джотто и Брунеллески.

Баптистерий святого Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni)

 

Баптистерий расположен на площади перед кафедральным собором. Он посвящен святому Иоанну Крестителю - покровителю города. Во времена древнего Рима на этом месте стоял храм посвященный Марсу. Позднее в 7 веке его перестроили в христианскую базилику. Впервые в письменных источниках она упоминается в 897 году. К 1059 году она перестраивается и приобретает восьмиугольную форму. С 1128 года здание становится городским баптистерием.
В 12 веке ее стены облицовывают мрамором. В 1336 году Андреа Пизано создает южную дверь баптистерия. Позднее Лоренцо Гиберти создал вторую - северную, и позднее в 1452 году "Врата Рая" - самую знаменитую восточную дверь баптистерия. Стены снаружи отделаны белым и зеленым мрамором. Восьмиреберный купол изнутри украшен фресками 13 века с изображением сцен страшного суда, сотворения мира и жития Марии и Иисуса.

Базилика святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo)

Базилика святого Лаврентия находится между Дуомо и Санта-Мария-Новелла. Первая церковь на этом месте была сооружена в 393 году, и, одно время, она была кафедральным собором Флоренции. В 1059 году церковь значительно перестраивается. Брунеллески становится архитектором перестройки комплекса сооружений. В Старой Ризнице базилики в 1429 состоялись похороны Джованни Медичи. В 1441 году, при правлении Козимо Медичи, новым архитектором церкви стал Микелоццо. К 1461 году работы были завершены, и Козимо Медичи был похоронен в 1464 году в подземной крипте базилики. Фасад церкви так и остался незаконченным, хотя в свое время за его проект брался сам Микеланджело. Базилика святого Лаврентия стала местом погребения членов дома Медичи: Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского и Джулиано де Медичи, герцога Немура. Их гробницы и ряд других сооружений в церкви были выполнены Микеланджело: он спроектировал Библиотеку Медичи, балкон на контрфасаде церкви для хранения реликвий и монументальную лестницу.

Базилика святого Креста (Basilica di Santa Croce)

Церковь святого Креста находится на площоди Santa Croce. Это самый большой францисканский собор в мире.
Его строительство было начато, по мнению ряда историков, Арнольфо ди Камбио около 1294 года. По легенде храм был основан святым Франциском Ассизским, но вернее всего францисканцы появились во Флоренции после смерти основателя ордена. Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были популярны в городе и строительство церкви осуществлялось из городского бюджета и из пожертвований горожан. Базилика была освящена папой Евгением IV в 1443 году. Фасад собора длительное время оставался недоделанным и только в 1863 годами архитектор Никколо Матас выполняет фасад в неоготическом стиле. В качестве образцов он использовал фасады Сиенского и Флорентийского кафедральных соборов. Строительство колокольни высотой 78 метров было закончено в 1865 году, архитектором Гаэтано Баккани. Во внутреннем убранстве собора впечатляют витражи 14-15 веков. Собор был задуман, как место просвещения неграмотных прихожан с основами священного писания .Фрески внутри собора подробно изображают библейские сцены. Они выполнены такими известными мастерами, как: Джотто, Аньоло Гадди, Маттео Росселлии и Мазо ди Банко. Многие великие итальянцы похоронены в Санта-Кроче: Микеланджело, Никколо Макиавелли, Галилио Галилей, Данте Алигьери, Россини, Энрико Ферми, Гульельмо Маркони. На надгробном памятнике Микеланджело стоит бюст работы Вазари. До18 века при базилике был один из самых больших монастырей во Флоренции. В одном из внутренних двориков монастыря расположена "Капелла Пацци", построенная по проекту Филиппо Брунеллески. Перед церковью святого Креста стоит памятник  Данте Алигьери.

Новый рынок (Mercato Nuovo)

На Piazza della Repubblica расположен Новый рынок , где можно купить сувениры и прочие ненужные вещи, но большинство туристов приходят туда, чтобы подержаться за клык кабана. Там стоит статуя Пьетро Такка "Il Porcellino", клык этого кабанчика, на моем личном опыте, приносит удачу. Рекомендую…