Сиена( Siena)

Первое поселение этрусков на месте города датируется, по разным оценкам, IX-V веком до нашей эры. По мнению ряда историков , название городе происходит от этрусского имени «Саина». По Римской легенде город основал Сений, сын Рема и племянник Ромула, поэтому символом города является волчица, вскормившая близнецов – основателей Рима.
Но в реальной истории только в 70 году нашей эры император Август основывает на этом месте город Saena Julia . В древнеримскую эпоху город стоял в стороне от главных торговых путей и находился вдали от основных исторических событий. Христианство приходит в город лишь в четвертом веке, святой Ансан, обезглавленный по приказу Диоклетиана, становится покровителем города. В эпоху раннего средневековья через Сиену прошла дорога франков Francigena , связывавшая Рим с Северной Европой. Через город пролегали пути купеческих караванов и пилигримов, что способствовало его быстрому развитию. В 8 веке, Сиена входит в империю Карла Великого, а после ее распада становится частью Тосканской Марки. Верховную власть в городе получили епископы. В 1115 году Сиена стала независимым государством , и в городе были созданы органы самоуправления – городская коллегия консулов. В борьбе между сторонниками римского папы - гвельфами и германского императора – гибеллинами, город принимает сторону императора и в 1170 изгоняет из города епископа – сторонника папы. В 1186 в году Генрих VI подтверждает суверенитет Сиены ,как республики. Город становится одним из центров банковского дела Европы. Начиная с 12 века, Сиена чеканит собственный серебряный денарий, одну из важнейших в свое время валют в Европе. Своему процветанию город обязан семьям банкиров Толомеи, Салимбени, Буонсиньори. Сиена начинает присоединять к себе окрестные регионы Тосканы, в 12-13 веках республика установила контроль над городами Гроссето, Монтепульчано, Поджибонси и Монтальчино. Эта политика столкнула ее со своим главным соперником – Флоренцией. Противостояние Флоренции и Сиены, было противостоянием гвельфской и гибеллинской партий. В 1260 году сиенцы одерживают победу в битве при Монтаперти. Через девять лет в 1269 году флорентийцы берут реванш и наголову разбивают войска Сиены при Колле. В городе к власти приходят сторонники гвельфов «совет девяти» - группа крупнейших купцов и финансистов. Город становится союзником Флоренции. Сиена и Флоренция вместе начали военную кампанию против Пизы и Лукки. В Сиене велось большое строительство, был расцвет искусства, в 1240 году распахнул свои двери Сиенский университет. Сиенская школа живописи долгое время конкурировала с флорентийской. Она развила и переработала в готическом стиле принципы византийского искусства. В четырнадцатом веке городские районы - контрады превращаются в автономные образования с собственными ополчениями, что приводило к вооруженным стычкам, с 1310 года контрады два раза в год мирно соперничают на знаменитых скачках Палио. В 1348 году Сиену опустошила эпидемия чумы, и наступил период экономического застоя. В 1355 году «совет девяти» был изгнан из города, а власть в Сиене, при поддержке императора, перешла к новому правящему органу – «совету двенадцати». Начинается эпоха непрерывной борьбы за власть. Сиена разрывает отношения с Флоренцией и в 1399 году признает над собою суверенитет миланского герцога Висконти, хотя пробыла под ним только два года и вновь объявила о независимости. 15 век прошел без особых потрясений для города.    К концу15 столетия всю власть в республике удалось захватить Рандольфо Петруччи , город опять становится серьезным конкурентом Флоренции и важным культурным центром , но Сиена не стала терпеть единовластие семьи Петруччи, и в 1524 году они были свергнуты. В двадцатые годы 16 века Италия стала ареной борьбы испанского короля и германского императора Карла V, и французского короля Франциска I . Сиена обратилось за помощью и покровительством к Карлу и он для защиты города размещает в нем испанский гарнизон. В 1552 в году горожане выгоняют испанцев из города и заключают союз с французами. Испанский король заключает союз с Медичи и начинается война, длившаяся три года. Сиена была осаждена испанскими войсками, город героически сопротивлялся, осаждёнными командовал маршал Пьеро Строцци двоюродный брат французской королевы Екатерины Медичи, но после восьмимесячной обороны Сиена принуждена была сдаться, и в 1555 году республика пала. Сиена вошла в состав Великого Герцогства Тосканского. Сиена с тех пор не играла значительной роли в Италии, новые здания почти не строились, экономика развивалась слабо, все это позволило городу сохранить до наших дней свой неповторимый средневековый облик.
В 1859 году в результате Рисорджименто Сиена присоединилось к Итальянскому королевству.

Рекомендации по наиболее удобной парковке для осмотра города можно найти в разделе путешествия Тоскана 2012. Если хотите переночевать рядом с городом в небольшом старинном замке, то могу порекомендовать Castello Di Monteliscai, расположенном в нескольких километрах от города.

Кафедральный собор ( Duomo di Siena)

Кафедральный собор расположен на Соборной площади. Во времена древнего Рима на этом месте был храм Минервы. Позднее здесь была построена крепость с четырьмя башнями, одна из которых них была перестроена в колокольню, где размещалась резиденция епископа. В середине 12 века началось строительство нового романского собора, который был освящен в 1179 году, но купол был завершен лишь в 1264 году.
Снаружи здание собора облицовано белым с горизонтальными полосами черного мрамором. В 1296 году Джованни Пизано создает декор нижнего яруса фасада. В 1313 году завершена перестройка крепостной башни в колокольню высотой 77метров.
В 1376 году Джованни ди Чекко декорирует верхнюю часть фасада собора. Строительства Дуомо завершается в 1382 году строительством сводов центрального нефа. Главный алтарь собора сооружает в1532 году Бальдассаре Петруцци. Внутри собора особого внимания заслуживает кафедра работы Николы и Джованни Пизано. Совершенно уникален пол собора: он представляет собой более пятидесяти сюжетов, сделанных в виде инкрустаций из разноцветного мрамора.


Баптистерий святого Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni)

Баптистерий расположен с обратной стороны Дуомо.

Он был построен в 1316-1325 годах архитектором Камаино ди Крешентино. Фасад баптистерия, создан по проекту Мино дель Пелличайо. В середине 15 века стены баптистерия были покрыты фресками Микеле ди Маттео из Болоньи и Бенвенуто ди Джованни.
В центре баптистерия стоит восьмигранная купель декорированная бронзовыми панелями со сценами из жизни Иоанна Крестителя.
В верхней части купели расположена его статуя работы Якопо делла Кверча.

Пьяцца дель Кампо (Piazza del Campo)

Площадь Пьяцца-дель-Кампо является главной площадью и символом Сиены. Здесь дважды в год происходит главное событие в жизни города - Палио (скачки на лошадях вокруг площади).
Площадь расположена в низине между трех холмов, на которых стоит Сиена, и как бы имеет форму раковины. В раннем средневековье на месте площади был рынок, и происходили собрания горожан.
С приходом к власти в Сиене «совета девяти» в 1287 принимается решение о строительстве нового здания для городского управления - Дворца коммуны и организации перед ним площади. В 1327-1349 годах площадь мостят кирпичом и красным травертином так, что от Дворца коммуны расходятся девять секторов, символизирующих правительство "совета девяти".
Фасады дворцов и других зданий унифицированы и, поэтому вся площадь смотрится единым архитектурным ансамблем. Важнейшими сооружениями, расположенными на Пьяцца дель--Кампо являются Дворец коммуны Башня, капелла ди Пьяцца и фонтан Гайа.

Дворец коммуны (Palazzo Comunale)

Палаццо Комунале с примыкающей к нему Башней Обжоры находится в нижней части площади Кампо. В 12 веке на этом месте размещался «Болгано» - монетный двор и таможня. В 1288 году принимается решение его расширить и построить новое здание для администрации Республики. Работы были завершены к 1310 году, и в палаццо переносится резиденция правительства «совета девяти». Фасад четырехэтажного Палаццо Комунале, повторяет изгиб площади.     Его нижний ярус облицован белым камнем, а верхние этажи сделаны из красного кирпича. Окна поделены на три части двумя колонками, на которые опираются стрельчатые арки. Верх фасада увенчан гвельфскими прямоугольными зубцами. Помещения дворца на протяжении многих веков занимали магистратуры, управлявшие городом. Сейчас на первом этаже Палаццо Комунале расположены Городской музей и театр, а на втором этаже находится помещение мэрии.

Башня Обжоры (Torre del Mangia)

Торе-дель-Манджа расположена с левой стороны от Палаццо Комунале, ее высота составляет 102 метра. Свое странное название башня получила от прозвища ее первого сторожа Джованни ди Балдуччо, прославившегося своим огромным аппетитом. Строительство башни было закончено в 1348 году. Архитекторы братья Франческо и Муччо ди Ринальдо построили кирпичную часть башни, а Агостино ди Джованни - верхнюю часть из белого травертина. Стороны башни сориентированы по четырем сторонам света и под каждый угол башни заложены «счастливые» монеты, для защиты от урагана и молнии.
Часы на башне были созданы в 1360 году Бартоломео Гвиди. Первый колокол на башне был установлен в 1349 году. Его звон оказался неудачным и в 1666 году на башню был установлен нынешний колокол весом 6760 кг. Преодолев около 400 крутых и узких ступенек можно подняться на смотровую площадку башни.


Фонтан Гайя (Fonte Gaia)

Фонтан Гайя расположен в верхней части Кампо напротив Дворца коммуны. Свое названием «Gaia» - веселье он обязан празднованиям горожан при его открытии. Он был создан в 1419 году Якопо делла Кверча. Прямоугольный фонтан окружен с трех сторон мраморными парапетами. Боковые стороны украшены барельефами со сценами сотворения Адама и изгнания из рая. На фронтальной стороне парапета помещена Мадонна с младенцем на троне.