Милан

Замок Сфорца (Castello Sforzesco)

Замок Сфорца ( Кастелло Сфорцеско )  находится к западу от центра Милана. Первое оборонительное сооружение на месте замка было возведено в 14 веке в качестве резиденции семьи Висконти. В 1277 году к власти в городе пришел архиепископ Оттоне Висконти. Гибеллины Висконти были могучим семейством, и им удалось укрепиться у власти в Милане надолго. Вскоре, к концу 14 века, они подчинили себе большинство окрестных городов Северной Италии.
При  Джан Галеаццо I Висконти (1385-1402) влияние Милана распространилось и на города центральной Италии  - Пизу и Сиену. Поставив перед собой цель - создать крупнейшее в Италии государство, Джан Галеаццо в 1395 году, уплатил императору Вацлаву IV 100 тысяч флоринов золотом, и получил для себя и своих наследников титул герцога. После его смерти формально прежде автономные города  влились наконец в Миланское герцогство.
Но наследники Джан Галеаццо не смогли расширить территории герцогства. В начале 15 века в непрерывных войнах с Венецией, город потерял многие завоеванные земли. В 1447 году умирает герцог Филиппо Мария, не оставив наследника. Замок, построенный при Висконти, представлял собой простое четырехугольное здание с длиной стороны около 180 м. Замок простоял недолго – сразу после смерти последнего герцога в 1447 г. после провозглашения  Амброзианской Республики он был разобран толпой восставшего народа.

 

Дела у республики шли неудачно. Милан проигрывал венецианцам в боевых действиях,  и его территория сократилась до Комо, Алессандрии и Новары. Миланцы стали искать сильного правителя и обратились к наемному кондотьеру, прежде служившему у Висконти и успевшему с ними породниться, Франческо Сфорца. В 1450 году сенат Милана   преподнес Сфорца герцогский титул. В 1450 г. Франческо I Сфорца, на месте замка Висконти начал строить свою резиденцию. Для  строительства и украшения центральной башни замка был приглашен знаменитый архитектор Антонио Филарете.  Замок задумывался как роскошная резиденция герцога.  Вскоре вместо Антонио Филарете  работы продолжил военный архитектор Bartolomeo Gadio.  Для работы над замком были выписаны многие известные архитекторы, в т. ч. Jacopo da Cortona, Giovanni da Milano и Marcoleone da Nogarolo.
Франческо Сфорца провел ряд  реформ, позволивших улучшить сбор налогов,  упрочил экономическое положение Милана, и вывел могущество города на прежний уровень. Он сумел наладить отношения с правившим во Флоренции Козимо Медичи и прекратить войну в Ломбардии. В 1454 году было достигнуто соглашение в Лоди  между Миланом, Флоренцией, Неаполем и Венецией, обеспечившее Италии много лет процветания и спокойствия.

 После смерти Франческо Сфорца в 1466 г. к власти в Милане пришел его первый сын Галеаццо Мария (Galeazzo Maria). Он продолжил строительство и выписал для проведения работ флорентийских архитекторов. Ими было добавлено много новых сооружений, построены конюшни на 90 лошадей. Галеаццо Мария Сфорца был убит в 1476 году, опасаясь за свою жизнь, его жена Бона Савойская выстроила в самой защищенной части замка, Rochetta, высокую башню. Сегодня эта башня известна как «Torre di Bona» (Башня Боны).

 Важнейший этап в строительстве замка начался с приходом к власти в Милане в 1494 г. Лодовико Сфорца. К работе  привлекались лучшие итальянские мастера того времени – Леонардо да Винчи и Браманте. Многие архитектурные элементы и элементы декора были созданы созданы Браманте, Леонардо работал над оборонительными сооружениями, а также создал несколько серий фресок (к настоящему времени сохранились  фрески в зале Sala delle Asse).
В 1494 году начались  Итальянские войны в которых Франция и Империя делили сферы влияния в Европе и Италии.  Милан принимал в них участие на стороне Империи. В 1500 году войска короля Людовика XII  вошли в Милан, и герцог Лодовико попал в плен и был вывезен  во Францию, где  впоследствии  скончался. В 1521 г. замок был серьезно поврежден - в башню Филарете  ударила молния. Башня использовалась как склад для боеприпасов, поэтому была почти полностью уничтожена. В 1525 году, когда  французский король Франциск I потерпит сокрушительное поражение в битве при Павии, станет возможно возвращение Сфорца в Милан – герцогом Милана при содействии императора и испанского короля Карла V станет Франческо II. После его смерти в 1534 году герцогство  аннексируется Габсбургами и им стал управлять назначаемый губернатор.  В это время замок использовался как склад оружия и казарма для солдат. Его сооружения восстанавливались, некоторые помещения перестраивались, а расписные залы замка потеряли свои фрески. 

 

В  1796 году генерал Бонапарт вторгся  в Италию, и  на следующий год, заключая в Кампо-Формио  мир, Австрия была вынуждена отказаться от владения Ломбардией. Наполеон в период проживания в Милане (1796-1801), провел серию реставрационных работ в замке. Когда Наполеон сделался императором, он прибыл в Милан, чтобы возложить на себя Железную корону лангобардских королей. Милан будет столицей различных государств созданных Наполеоном в Италии  до 1814 года, когда Франция будет разгромлена. По результатам Венского конгресса Милан как центр новообразованного Ломбардо-Венецианского королевства будет передан обратно Австрии.  Во время знаменитых «Пяти миланских дней» в 1848 году, когда миланские повстанцы сражались за свободу от австрийской оккупации, пушки Замка Сфорца обстреливали Милан. Все зачинщики восстания были арестованы и заточены в тюремные камеры замка. После ухода австрийцев из Ломбардии в 1859 г. замок был захвачен и разграблен жителями города, после чего он приходит в полное запустение.

В начале 20 века в замке начинаются реставрационные работы, к 1905 полностью восстанавливается башня Филарете по сохранившимся рисункам и чертежам 16 века. Замок  становится народным достоянием и в нем открываются различные  музеи, а вокруг разбивается парк. В 90-х годах на площади перед главным входом в замок был построен фонтан, прозванный жителями Милана «Свадебный торт».

Замок открыт:

Зимой: с 7.00 до 18.00 каждый день
Летом: с 7.00 до 19.00 каждый день
Вход на территорию замка бесплатный. Чтобы попасть в музеи — необходим билет. Цена билета 3 евро.

 

Припарковаться для осмотра замка удобно на Piazza Castello или Via Pietro Paleocapa слева от главных ворот замка.

 

 

Миланский собор (Duomo di Milano)

Миланский кафедральный расположен в самом центре города – именно от Соборной площади (Piazza del Duomo) во все стороны радиально расходятся улицы Милана.
Собор построен на месте двух древних базилик Basilica di Santa Tecla и Basilica vetus и Cattedrale di Santa Maria Maggiore. В 1386 – 1387 годах был создан и утвержден проект собора, полностью разрушены старые здания. Был выбран материал строительства – бело-розовый мрамор из карьера Кандолья в Пьемонте. Первым архитектором собора был Симоне да Орсениго, который приступил к строительству наружных стен в 1388 году. С 1387 года контроль над строительством перешел к Джан Галеаццо Висконти. В 1389 г главным архитектором собора был назначен французский мастер Николя де Бонавентур. В течение следующих десяти лет строительство велось под его руководством, в оформлении собора все ярче проступали черты французской готики.

В 1391 г. было принято решение увеличить  число нефов с трех до пяти. В сентябре того же года известный математик из Пьяченцы Габриеле Сторналоко был приглашен для расчета  высоты нефов. На помощь строителям, не справлявшимся с технически сложной задачей подъема огромных камней на высоту 45 метров, был призван французский инженер Жан Миньо. К началу 15 века практически половина собора была построена.
В 1407 году  главным архитектором стал Филиппино дель Органи. При нем были закончены окна в апсидах, а в 1418 г. папой Мартином V был освящен  алтарь собора. В  1510 г. был закончен восьмиугольный купол, интерьер которого был украшен статуями святых и библейских пророков. В 1552 г. Джакомо Антеньяти создал большой орган для северной стороны собора.  В 1577 году собор был освящен архиепископом Карло Борромео.  

 

В начале 17 столетия при архиепископе Федерико Борромео вновь возобновились работы над фасадом. В 1638 году были построены пять дверей и два средних окна фасада собора.  В 1762 году 4-метровая цветная статуя мадонны «Madonnina» была установлена на верхнем шпиле собора на высоте  108 м. Шпиль был разработан Франческо Кроче, а статуя  была создана Джузеппе Перего.

В 1805 году Наполеон Бонапарт, собираясь  короноваться  титулом короля Италии в миланском соборе, приказал закончить фасад. В течение семи лет фасад был завершен архитектором  Франческо Соаве. Статуя Наполеона была помещена наверху одного из шпилей. В последующие годы были построены недостающие  арки и шпили. Все работы были закончены только 6 января 1965года.

 

Вход в собор бесплатный, но охранники не пропускают посетителей в коротких шортах и в майках с открытыми плечами. Шарфики продаются по цене от 5 евро у входа в Галерею Виктора Эммануила.

Галерея Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II)


Галерея расположена в северной части Соборной площади и соединяет  Кафедральный собор и театр «Ла Скала». Галерея представляет собой двойную  галерею, сформированную из двух застекленных аркад, сходящихся под прямым углом в восьмиугольной площадке. Центральная площадка покрыта огромным стеклянным куполом. Проект галереи был разработан в 1861 году Джузеппе Менгони и она была построена в 1865 - 1877 гг. Галерея Виктора Эммануила II стала прообразом современных торговых центров. Сейчас в галерее расположено  множество ресторанов и несколько бутиков. Несмотря на сложившиеся стереотипы, в ней можно встретить только туристов с фотоаппаратами и посетителей ресторанов, а не покупателей с фирменными  пакетами.